В кафе, ресторанах, пельменных, чебуречных и прочих харчевнях одно и то же блюдо нередко можно заказать в разном количестве: к примеру, половинную порцию, стандартную или удвоенную. Разумеется, и оплачиваются они по-разному. Психологи из Корнеллского университета (США) полагают, что одно лишь обозначение порции способно заставить нас съесть больше, чем нужно, и заплатить больше, чем оно того стоит.
Исследователи предлагали участникам эксперимента две порции спагетти, побольше и поменьше. Однако в одном случае они назывались как «половинная» и «стандартная», а в другом — «стандартная» и «двойная». Количество же еды оставалось постоянным, просто одна и та же порция была в одном случае «стандартной», а в другом «двойной».
Оказалось, как пишут авторы работы в журнале Health Economics, что всего лишь называние порции «стандартной» побуждало людей съесть почти всё, что было на тарелке. Если же порция обозначалась как «двойная», то в отходы шло в 10 раз больше еды, чем тогда, когда это же блюдо имело «стандартный» статус.
После этого испытуемых просили прикинуть, сколько поглощённое стоило. И вновь означающее, так сказать, восторжествовало над означаемым: если порция называлась половинной, за неё предлагали половину от того, что давали за стандартную.
Надо ли говорить, что размер порции в обоих случаях был одинаков?..
Словом, внешний вид еды почти не имел значения — царствовало лишь то, что было написано в меню. Владельцу общепитовского заведения от такой особенности психики прямая выгода: достаточно назвать небольшую порцию стандартной, и не будет вопросов вроде «почему это такие бешеные деньги надо платить за эти слёзы». С другой стороны, некоторым любителям нездоровых жиров и углеводов не мешало бы есть поменьше, но волшебное слово «стандартная» заставляет их уплетать всё целиком. Заказывать же сразу две порции, чтобы сравнить их между собой, как-то не принято.
Так что выход из этой психологически-маркетинговой ловушки исследователи видят только во всеобщей стандартизации размера порций.
Подготовлено по материалам Корнеллского университета.