По данным на начало 2025 года, в России функционировало 139 филиалов в составе 28 ТФОМС из 80 субъектов. В разрезе регионов количество филиалов могло достигать 13 (например, в Республике Дагестан, Иркутской области). В прошлом году объем расходов без учета оплаты труда составил 245 млн рублей.
После оценки 10 филиалов ТФОМС Краснодарского края СП пришла к выводу, что все их функции могут выполняться с помощью электронного документооборота и информационных систем. В итоге экономия средств в год после оптимизации может составить до 25 млн рублей. Также в террфонде выявили риски завышения расходов на оплату труда – фактическая штатная численность сотрудников на 29 единиц превысила нормативную численность, рассчитанную по методическим рекомендациям ФФОМС.
В террфонде Московской области СП обнаружила нарушения при использовании средств ОМС на общую сумму 8,6 млн рублей. Среди них – признаки нецелевого использования 6,6 млн рублей на оказание медпомощи не застрахованным пациентам и расходование 2 млн рублей на содержание избыточного автотранспорта и оплату труда водителей. Также в ТФОМС выявили недостоверные сведения о застрахованных, что в результате привело к некорректному расчету объема субвенций в 2024-2025 годах, и несвоевременное предоставление военным комиссариатам сведений о тех, кто был призван на военную службу. В итоге таким гражданам продлевали действия полисов ОМС, а медучреждения получали необоснованное финансирование.
Также СП установила факты, свидетельствующие о формальном подходе должностных лиц ТФОМС Московской области и Краснодарского края к осуществлению контроля за деятельностью страховых медорганизаций и качеством проведения медико-экономических экспертиз – аудиторы выявили случаи, когда один специалист в день мог проверить от 2 до 85 тысяч экспертиз.
Определенные недостатки СП обнаружила и в деятельности Федерального фонда ОМС. По мнению аудиторов, ФФОМС не в полной мере осуществлял свои полномочия при контроле за соблюдением участниками региональной системы ОМС законодательства, в том числе при проведении контроля за объемами, стоимостью и сроками оплаты специализированной медпомощи, оказанной в плановом порядке в стационарных условиях пациентам, застрахованным по ОМС в другом регионе.
По итогам оценки эффективности расходов СП определила пул требований в адрес объектов контрольного мероприятия и и дала рекомендации. Так, председателю ФФОМС предложено до 1 декабря 2025 года провести внеплановую проверку терфондов на предмет достоверности сведений о застрахованных лицах и при необходимости обеспечить перерасчет субвенций на 2025 год. Терфонду Краснодарского края рекомендовано провести анализ потребности в функционировании филиалов и обеспечить оптимизацию их количества, ТФОМС Московской области – провести повторный медико-экономический контроль и принять меры по возмещению средств ОМС в бюджет террфондов, где оказывалась медпомощь, за необоснованную оплату.
Генпрокуратуре РФ рекомендовано провести надзорные мероприятия по случаям проведения одним специалистом страховой медорганизации значительно превышающего количества экспертиз. Предполагается, что отчет об аудите также получат Совет Федерации и Госдума.
В марте 2025 года Счетная палата составила отчет об исполнении бюджета ФФОМС по итогам 2024 года. Из опубликованных сведений следует, что в течение года в регионы для оказания медпомощи по ОМС из нормированного страхового запаса (НСЗ) ФФОМС, а также из федбюджета через фонд ушло более 42,5 млрд рублей, не предусмотренных в изначальном размере субвенции. Наиболее крупный транш в размере 40,4 млрд рублей выделен из НСЗ по решению правительства в декабре 2024 года – традиционно из-за нехватки плановых субвенций для поддержания уровня зарплат по «майским» указам президента.
По данным на начало 2025 года, в России функционировало 139 филиалов в составе 28 ТФОМС из 80 субъектов. В разрезе регионов количество филиалов могло достигать 13 (например, в Республике Дагестан, Иркутской области). В прошлом году объем расходов без учета оплаты труда составил 245 млн рублей.
После оценки 10 филиалов ТФОМС Краснодарского края СП пришла к выводу, что все их функции могут выполняться с помощью электронного документооборота и информационных систем. В итоге экономия средств в год после оптимизации может составить до 25 млн рублей. Также в террфонде выявили риски завышения расходов на оплату труда – фактическая штатная численность сотрудников на 29 единиц превысила нормативную численность, рассчитанную по методическим рекомендациям ФФОМС.
В террфонде Московской области СП обнаружила нарушения при использовании средств ОМС на общую сумму 8,6 млн рублей. Среди них – признаки нецелевого использования 6,6 млн рублей на оказание медпомощи не застрахованным пациентам и расходование 2 млн рублей на содержание избыточного автотранспорта и оплату труда водителей. Также в ТФОМС выявили недостоверные сведения о застрахованных, что в результате привело к некорректному расчету объема субвенций в 2024-2025 годах, и несвоевременное предоставление военным комиссариатам сведений о тех, кто был призван на военную службу. В итоге таким гражданам продлевали действия полисов ОМС, а медучреждения получали необоснованное финансирование.
Также СП установила факты, свидетельствующие о формальном подходе должностных лиц ТФОМС Московской области и Краснодарского края к осуществлению контроля за деятельностью страховых медорганизаций и качеством проведения медико-экономических экспертиз – аудиторы выявили случаи, когда один специалист в день мог проверить от 2 до 85 тысяч экспертиз.
Определенные недостатки СП обнаружила и в деятельности Федерального фонда ОМС. По мнению аудиторов, ФФОМС не в полной мере осуществлял свои полномочия при контроле за соблюдением участниками региональной системы ОМС законодательства, в том числе при проведении контроля за объемами, стоимостью и сроками оплаты специализированной медпомощи, оказанной в плановом порядке в стационарных условиях пациентам, застрахованным по ОМС в другом регионе.
По итогам оценки эффективности расходов СП определила пул требований в адрес объектов контрольного мероприятия и и дала рекомендации. Так, председателю ФФОМС предложено до 1 декабря 2025 года провести внеплановую проверку терфондов на предмет достоверности сведений о застрахованных лицах и при необходимости обеспечить перерасчет субвенций на 2025 год. Терфонду Краснодарского края рекомендовано провести анализ потребности в функционировании филиалов и обеспечить оптимизацию их количества, ТФОМС Московской области – провести повторный медико-экономический контроль и принять меры по возмещению средств ОМС в бюджет террфондов, где оказывалась медпомощь, за необоснованную оплату.
Генпрокуратуре РФ рекомендовано провести надзорные мероприятия по случаям проведения одним специалистом страховой медорганизации значительно превышающего количества экспертиз. Предполагается, что отчет об аудите также получат Совет Федерации и Госдума.
В марте 2025 года Счетная палата составила отчет об исполнении бюджета ФФОМС по итогам 2024 года. Из опубликованных сведений следует, что в течение года в регионы для оказания медпомощи по ОМС из нормированного страхового запаса (НСЗ) ФФОМС, а также из федбюджета через фонд ушло более 42,5 млрд рублей, не предусмотренных в изначальном размере субвенции. Наиболее крупный транш в размере 40,4 млрд рублей выделен из НСЗ по решению правительства в декабре 2024 года – традиционно из-за нехватки плановых субвенций для поддержания уровня зарплат по «майским» указам президента.