Пятница, 23 мая 2025
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
  • Вход
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
Нет результата
Просмотреть все результаты
Главная Новости Новости медицины и фармации

Программы обучения будущих врачей – шлак

23.10.2019
в Новости медицины и фармации

Поднимая тему медицинского образования в России, нужно начинать, на мой взгляд, с особенностей построения образовательной программы. Огромная проблема состоит в том, что она перегружена убогими дисциплинами. Именно убогими, а не ненужными.

Я понимаю, что интерес к профессии должен быть самостоятельным, это вопрос внутренней мотивации, но выпускники 6-го курса, которые не умеют делать внутривенные инъекции и которые за 6 лет ни разу не были в операционной, – наша ужасная реальность.

Что помнится из собственной практики обучения?

Во-первых, то, насколько разным был уровень школьной подготовки у абитуриентов.

Отчётливо помню, что на экзамене по биологии многие из ребят не знали, как решаются задачи, не изучали генетику, не имели представления о составлении генеалогического древа. Многие скажут: “Есть же подготовительные курсы!”. Согласен, они есть, но разве все могут на них попасть? Многие ребята приезжают по целевому направлению, кто-то – из отдалённых городов. Не знаю как сейчас, а раньше в общем доступе не было информации об уровне подготовки, необходимом для поступления в медицинский университет.

Выпускники школ были уверены, что знаний из общеобразовательной программы должно хватить для поступления в любой вуз, а там уже начинается углубленное изучение предметов.

Во-вторых, запомнилось то, насколько наплевательски экзаменаторы относились к поступающим платно. Я со своими друзьями сдавал экзамены на военный факультет. Был первый набор. Что нас привлекло? То, что это было комбинированное обучение: первые 4 года на лечебном факультете, а затем следовало распределение по военно-медицинским академиям в Нижний Новгород, Саратов, Самару. Хотелось стать врачом, получить звание, работать в госпитале – планы были грандиозные.

Нас, желающих попасть на военный факультет, было человек 40. Поступило 32. Экзаменаторы просто перемололи поток: если ты хоть что-то отвечал, ставили «3» и отпускали с миром: «Вы – военники, вам и 9 баллов проходных хватит!».  К слову, для поступления на лечебный факультет баллов нужно было набрать минимум 12. Из восьми человек, не поступивших на военный, двое просто передумали, а шестеро не заработали и 9 баллов. Из оставшихся 32-х человек пятеро набрали 13 баллов, ещё пятеро – 11-12 баллов. Все остальные прошли с кое-как полученными «тройками».

Я учился в медицинском университете с 2001 по 2007 год, затем проходил ординатуру на базе ныне федерального центра. С ординатурой мне очень повезло: я попал к профессионалам высочайшего уровня в клинику, на базе которой были развернуты кафедры. Врачи здесь умели обучать, знали, что показывать, как преподнести знания и помочь усвоить навыки.

Но, вспоминая обучение в университете, я до сих пор удивляюсь тому, насколько убого была построена программа образования. В целом же о системе российского медицинского образования я могу сказать, что она ущербна. Пусть меня закидают камнями, но молодые врачи, став врачами, половину того, чему их учили в университетах, просто выпускают в трубу. Это ненужные знания, лишний груз.  Так было раньше, так происходит и сейчас.

 Чтобы не быть голословным, приведу пример.

«Дисциплины образовательной программы специальности 31.05.01 – Лечебное дело» (список я взял с сайта одного из наших медицинских университетов. Акцентировать внимание я буду только на тех дисциплинах, которые считаю ущербными или по которым у меня есть какие-то ремарки, остальное просто перечислю, количество часов по каждой дисциплине я взял из приказа Минобрнауки от 2014 года.

Акушерство и гинекология – 379 часов.

Анатомия – 420 часов.

Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия – 75 часов.

Моя точка зрения: 75 часов – это крайне мало. Каждый врач обязан обладать навыками реанимации, овладеть ими за 75 часов невозможно.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД). Непонятная дисциплина, у меня она ассоциируется с ОБЖ в школе. Изучает влияние опасностей на организм человека и его защиту от неблагоприятных воздействий на морфологическом, физиологическом, психологическом и социальном уровнях; вопросы защиты организма человека в различных условиях жизнедеятельности: обыденной и повседневной жизни, в условиях профессиональной деятельности, в чрезвычайных ситуациях различного генеза, а также в условиях войн. По сути, содержание данной дисциплины дублируется в курсах хирургии, терапии, инфекционных болезней.

Биология – 223 часа. Зачем столько? Цель изучения биологии: овладение общетеоретическими знаниями и способностью применять основные понятия в области биологии, необходимые для формирования естественнонаучного мировоззрения, в практической деятельности врача. У меня вопрос: как биология может повлиять на практическую деятельность врача?

Давайте разберемся глубже.

Дисциплины, которые изучают в рамках университетского курса биологии:

1. Общая характеристика жизни.

2. Цитология с основами молекулярной биологии.

3. Общая и медицинская генетика.

4. Размножение организмов. Онто- и филогенез.

5. Паразитизм и паразитарные болезни.

6. Общая экология. Экология человека и медицинская экология.

Всё, вроде бы, обоснованно: цитология, генетика, онто- и филогенез, паразитизм и экология. Вот только зачем повторять школьную программу, изучение которой идет годами, и посвящать ей 200 с лишним часов? Ведь речь в очередной раз идёт о поверхностной информации, которую не учат применять на практике.

Почему вместо этого не изучать канцерогенез как часть цитологии и молекулярной биологии в цикле онкологии? Изучать углубленно, с занятиями в лаборатории? Зачем нужна отдельная дисциплина – Медицинская генетика?  Ей посвящено каких-то 57 часов.

Опять-таки в состав курса биологии входит “Общая экология. Экология человека и медицинская экология”. Тогда зачем выделен отдельный курс – Гигиена с основами экологии человека, 187 часов?  Почему не оставить просто курс гигиены?  И самое главное – по биологии сдается экзамен, а по другим предметам, где даются более важные знания, предусмотрены зачеты!

Биохимия – 276 часов.

Конечно, врачу важно знать биохимические процессы, происходящие в теле человека. Но опять-таки вопрос: насколько целесообразно изучение такого количества материалов с последующим изучением фармакологии отдельно? Плюс сюда еще и химия – общая и биоорганическая – 195 часов.

То есть, в целом у нас химии посвящено больше, чем любой другой медицинской науке. Насколько мне известно, существуют институты химии, откуда выпускают химиков. А ведь медицинские вузы, вроде, врачей выпускают – разве не надо на это, в первую очередь, делать упор?

ВПТ и ВПХ (военно-полевая хирургия и терапия) – 213 часов. Я уже говорил выше о дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Зачем изучать на 50% одно и то же дважды? Почему не объединить это в предмет «Экстремальная медицина», добавив навыки работы на СМП и включив медицину катастроф? По этим дисциплинам у нас зачёт, кстати говоря.

Гигиена (в приказе – Гигиена с основами экологии) – 187 часов.

Предмет нужный, без сомнения, но вернёмся к биологии “с основами экологии”. Снова повтор.

Гистология, эмбриология, цитология – 277 часов. Нужно.

Но вот опять вопрос – а зачем это было мельком освещать в курсе биологии? Зачем изучать набегами, кусками, если есть отдельные дисциплины? Почему на них не выделить больше часов, забрав их у биологии?

Представьте себе: на завод взяли мастера, и раз в год ему показывают станок, просто дают посмотреть и всё. Трогать нельзя, всматриваться тоже. А через год за одну рабочую смену показывают, наконец, как этот станок устроен и как он работает, а ещё через год мастера ставят на конвейер. Вот такая возникает у меня аналогия.

Госпитальная хирургия.

К слову, общее время на изучение хирургических болезней – 454 часа. А на химию, как говорилось выше, – 471 час. Как думаете, что важнее для врача?

Дерматовенерология – 136 часов.

Иммунология.

Вещь нужная, но о качестве и уровне преподаваемой программы говорит тот факт, что среди врачей есть антипрививочники и прочие любители альтернатив.

Иностранный язык. Возможно, в разных вузах программы отличаются. Но, если верить написанному в образовательной программе, целями изучения дисциплины являются профессионально-ориентированное обучение иностранному языку будущих врачей, формирование основ иноязычной компетенции, необходимой для профессиональной межкультурной коммуникации, овладение письменными формами общения на иностранном языке как

 средством информационной деятельности и дальнейшего самообразования.

Вспоминая программу, по которой учились мы, не было ни профессионально-ориентированного обучения, ни овладения письменными формами общения. Были топики на медицинскую тему, которые нам задавали выучить. По сути, все сводилось именно к повторению школьной программы.

Инфекционные болезни – 213 часов. Нужно.

История (в образовательной программе – «Отечественная история») – 114 часов.

Многие скажут: историю нужно знать! Вопрос: что нового могут рассказать в университете после прохождения школьной программы? А если что и могут, то почему не рассказали в школе? И снова сравниваю с теми дисциплинами, которые реально необходимы: на реанимацию и интенсивную терапию выделено 57 часов, по столько же – на урологию, профессиональные болезни и общий уход за больными. А ведь все эти дисциплины имеют самое непосредственное отношение к работе врача, а времени на каждую из них выделено вдвое меньше, чем на историю. Где логика?

Медицина катастроф. Нужно, но, как я говорил выше, отдельно существуют ОБЖ и ВПХ с ВПТ. Их, я уверен, нужно объединять, в противном случае получается масло масляное.

Общественное здоровье и здравоохранение – 80 часов. Спорно.

С одной стороны, дисциплина важная, с другой стороны, качество её преподавания оставляет желать лучшего. Согласно программе, она освещает вопросы профилактики, экспертизы нетрудоспособности, структурных особенностей организации медицинских учреждений. Но я сам получал диплом по организации здравоохранения и скажу честно: полезной информации я из курса не вынес никакой. Нам не преподавалось ничего полезного, все зациклено на статистике, которая не достоверна и притянута за уши.

Онкология, лучевая терапия – 102 часа. Нужно. Но, как я говорил выше, я бы сюда ввел часть биологии. Не отдельно её преподавал на первых курсах, а именно в программу онкологии ввёл углублённое изучение молекулярной генетики и процесса канцерогенеза.

Офтальмология – 114 часов. Нужно. К слову, офтальмологии, онкологии и оториноларингологии по времени в учебном процессе уделяется не больше часов, чем истории отечества…

Профессиональные болезни – 57 часов. Нужно, но, судя по количеству часов, не так сильно. Несмотря на то, что в последнее время правительство настроено на усиление контроля за здоровьем работающего населения.

Стоматология – 52 часа. Нужно, но 52 часа – это ни о чем. Стоматология – это массивный пласт медицинской науки. Она тесно взаимосвязана с другими дисциплинами, потому что стоматологические проблемы у пациента могут проявляться и головными болями, и септическими осложнениями, и болями в спине, и осложнениями со стороны ЛОР-органов.

Урология – 57 часов. Нужно, но дела обстоят так же, как и с курсом стоматологии: часов критически мало.

Физика, математика – 86 часов.

О степени целесообразности изучения нам говорит краткое содержание дисциплины, где первым пунктом идут основы математического анализа теории вероятностей и математической статистики.

Зачем это врачу?

В математике я вообще не вижу смысла – это атавизм, трата времени. Физика – в том виде, в котором она преподаётся сейчас – тоже сомнительное занятие. Вопрос: почему не внести физику в профильные медицинские дисциплины?

Оптику – в офтальмологию, биомеханику – в травматологию и ортопедию, электрические процессы в теле и биоэлектрогенез – в кардиологию и неврологию?

Как отдельная дисциплина физика в медицинском вузе, на мой взгляд, просто бессмысленна. К тому же информации, полезной с точки зрения применения, там нет, только цепляние по верхам.

Физическая культура и спорт – 408 часов!!! Для чего?

Философия – 222 часа. Тот же самый вопрос.

Целью освоения дисциплины является формирование у студента гуманистического научного мировоззрения, системного и критического мышления, активной и ответственной жизненной позиции. Ни о каких профессиональных навыках нет и речи.

А ввиду последних веяний Минздрава – 15 минут на прием терапевта – философствовать врачам, по-моему, совершенно некогда.

Фундаментальная медицина. Не знаю, зачем это выделено в программе.

Это комплекс дисциплин, куда входят гистология, эмбриология, цитология, клиническая биохимия, биофизика, фармакология, анатомия человека, патофизиология, патологическая анатомия, клиническая микробиология и нормальная физиология. Так что необходимость выделения фундаментальной медицины как дисциплины мне непонятна.

Экономика здравоохранения – 61 час. Зачем?

Что можно выучить за 61 час из экономики? Другой вопрос: каким боком врач имеет отношение к экономике, если работа в государственном ЛПУ регламентирована тарифами ОМС? Для расширения кругозора?

Я считаю, что расширять кругозор надо не в ущерб дисциплинам, необходимым по специальности. Надо выпускать профессионалов своего дела, специалистов, а расширением кругозора каждый должен заниматься сам.

История медицины – 90 часов.

Цель освоения состоит в изучении студентами основных этапов и закономерностей возникновения и развития медицинских знаний и медицинской деятельности различных народов мира на протяжении всей истории существования человечества. И на это – 90 часов! Помимо того, что этот предмет априори интегрирован во все медицинские дисциплины – то есть не нужен, как отдельный – так еще и 90 часов!

Как я писал выше, на эндокринологию выделено 76 часов, на урологию – 57, но нам, оказывается, важнее знать, как неандертальцы боролись с зубной болью…

Культура русской речи. У нас такого предмета не было ни в школе, ни в университете. На мой взгляд, в университете этот предмет уже бесполезен, его нужно преподавать в школе, а не в вузе, куда приходит человек со сформированной уже языковой культурой. Иными словами, «хороша ложка к обеду».

Социология, политология – 61 час.

Цель освоения учебной дисциплины состоит в овладении знаниями, которые способствуют формированию всесторонне образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к пониманию, прогнозированию и решению сложных социально-политических проблем, а также овладению методикой социологических исследований. Разве нашей стране, нашему Минздраву нужны творчески и критически мыслящие специалисты, способные к пониманию, прогнозированию и решению сложных социально-политических проблем? По-моему, последние законопроекты доказывают обратное.

Кто-то скажет, что в университете студенты получают базовые знания основ медицины, а уже после получают специальные навыки при прохождении интернатуры или ординатуры. На это есть один ответ: выпускник 6-го курса официально является врачом. Ещё не хирургом, не терапевтом, но врачом, и на нем уже лежит ответственность этого звания. Соответственно, каждый выпускник должен обладать рядом специфических знаний, умений и навыков.

Конечно, я выпустился уже давно, но помню, как проходила в ординатуре учеба у меня и у моих однокурсников.

Я со своими друзьями попал в многопрофильную клинику, где нас сразу взяли в оборот, мы не вылезали из операционной, нам доверяли лечить пациентов, вести их от момента поступления до момента выписки. При этом некоторые из ребят с нашего потока прошли ординатуру по профилю секретарь, на них скинули всю писанину, и пациентов они практически не видели.

Это ненормально.

Учитывая вышеперечисленное, легко понять, что наше медицинское образование требует доработки. Закончив обучение в вузе, можно выйти с набором знаний и умений, а можно выйти стерильным, не уметь делать инъекции, не знать как измерить АД или произвести забор крови, не говоря уже о выполнении манипуляций или операций.  Когда я учился, большинство ребят из моего потока работали на СМП и в отделениях и получали практические навыки параллельно с учёбой. Сейчас студент-медик не может работать на скорой помощи.  А еще есть преподаватели, которые считают, что работа – даже профильная – мешает учебе.  Считаю это не совсем верным.

Насыщенность учебной программы обучения мусорными дисциплинами просто катастрофична. Чего мы хотим от врачей, которые изучают философию, политологию, математику и прочие дисциплины больше, чем хирургию и терапию, которые вместо освоения практических навыков занимаются физкультурой? Как можно допускать к работе врача, у которого правовая грамотность – нулевая, который учится заполнять «Ученическую/студенческую историю болезни», которая с реальной «Медицинской картой» не имеет ничего общего?

Автор: хирург Роман Забелин

Поднимая тему медицинского образования в России, нужно начинать, на мой взгляд, с особенностей построения образовательной программы. Огромная проблема состоит в том, что она перегружена убогими дисциплинами. Именно убогими, а не ненужными.

Я понимаю, что интерес к профессии должен быть самостоятельным, это вопрос внутренней мотивации, но выпускники 6-го курса, которые не умеют делать внутривенные инъекции и которые за 6 лет ни разу не были в операционной, – наша ужасная реальность.

Что помнится из собственной практики обучения?

Во-первых, то, насколько разным был уровень школьной подготовки у абитуриентов.

Отчётливо помню, что на экзамене по биологии многие из ребят не знали, как решаются задачи, не изучали генетику, не имели представления о составлении генеалогического древа. Многие скажут: “Есть же подготовительные курсы!”. Согласен, они есть, но разве все могут на них попасть? Многие ребята приезжают по целевому направлению, кто-то – из отдалённых городов. Не знаю как сейчас, а раньше в общем доступе не было информации об уровне подготовки, необходимом для поступления в медицинский университет.

Выпускники школ были уверены, что знаний из общеобразовательной программы должно хватить для поступления в любой вуз, а там уже начинается углубленное изучение предметов.

Во-вторых, запомнилось то, насколько наплевательски экзаменаторы относились к поступающим платно. Я со своими друзьями сдавал экзамены на военный факультет. Был первый набор. Что нас привлекло? То, что это было комбинированное обучение: первые 4 года на лечебном факультете, а затем следовало распределение по военно-медицинским академиям в Нижний Новгород, Саратов, Самару. Хотелось стать врачом, получить звание, работать в госпитале – планы были грандиозные.

Нас, желающих попасть на военный факультет, было человек 40. Поступило 32. Экзаменаторы просто перемололи поток: если ты хоть что-то отвечал, ставили «3» и отпускали с миром: «Вы – военники, вам и 9 баллов проходных хватит!».  К слову, для поступления на лечебный факультет баллов нужно было набрать минимум 12. Из восьми человек, не поступивших на военный, двое просто передумали, а шестеро не заработали и 9 баллов. Из оставшихся 32-х человек пятеро набрали 13 баллов, ещё пятеро – 11-12 баллов. Все остальные прошли с кое-как полученными «тройками».

Я учился в медицинском университете с 2001 по 2007 год, затем проходил ординатуру на базе ныне федерального центра. С ординатурой мне очень повезло: я попал к профессионалам высочайшего уровня в клинику, на базе которой были развернуты кафедры. Врачи здесь умели обучать, знали, что показывать, как преподнести знания и помочь усвоить навыки.

Но, вспоминая обучение в университете, я до сих пор удивляюсь тому, насколько убого была построена программа образования. В целом же о системе российского медицинского образования я могу сказать, что она ущербна. Пусть меня закидают камнями, но молодые врачи, став врачами, половину того, чему их учили в университетах, просто выпускают в трубу. Это ненужные знания, лишний груз.  Так было раньше, так происходит и сейчас.

 Чтобы не быть голословным, приведу пример.

«Дисциплины образовательной программы специальности 31.05.01 – Лечебное дело» (список я взял с сайта одного из наших медицинских университетов. Акцентировать внимание я буду только на тех дисциплинах, которые считаю ущербными или по которым у меня есть какие-то ремарки, остальное просто перечислю, количество часов по каждой дисциплине я взял из приказа Минобрнауки от 2014 года.

Акушерство и гинекология – 379 часов.

Анатомия – 420 часов.

Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия – 75 часов.

Моя точка зрения: 75 часов – это крайне мало. Каждый врач обязан обладать навыками реанимации, овладеть ими за 75 часов невозможно.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД). Непонятная дисциплина, у меня она ассоциируется с ОБЖ в школе. Изучает влияние опасностей на организм человека и его защиту от неблагоприятных воздействий на морфологическом, физиологическом, психологическом и социальном уровнях; вопросы защиты организма человека в различных условиях жизнедеятельности: обыденной и повседневной жизни, в условиях профессиональной деятельности, в чрезвычайных ситуациях различного генеза, а также в условиях войн. По сути, содержание данной дисциплины дублируется в курсах хирургии, терапии, инфекционных болезней.

Биология – 223 часа. Зачем столько? Цель изучения биологии: овладение общетеоретическими знаниями и способностью применять основные понятия в области биологии, необходимые для формирования естественнонаучного мировоззрения, в практической деятельности врача. У меня вопрос: как биология может повлиять на практическую деятельность врача?

Давайте разберемся глубже.

Дисциплины, которые изучают в рамках университетского курса биологии:

1. Общая характеристика жизни.

2. Цитология с основами молекулярной биологии.

3. Общая и медицинская генетика.

4. Размножение организмов. Онто- и филогенез.

5. Паразитизм и паразитарные болезни.

6. Общая экология. Экология человека и медицинская экология.

Всё, вроде бы, обоснованно: цитология, генетика, онто- и филогенез, паразитизм и экология. Вот только зачем повторять школьную программу, изучение которой идет годами, и посвящать ей 200 с лишним часов? Ведь речь в очередной раз идёт о поверхностной информации, которую не учат применять на практике.

Почему вместо этого не изучать канцерогенез как часть цитологии и молекулярной биологии в цикле онкологии? Изучать углубленно, с занятиями в лаборатории? Зачем нужна отдельная дисциплина – Медицинская генетика?  Ей посвящено каких-то 57 часов.

Опять-таки в состав курса биологии входит “Общая экология. Экология человека и медицинская экология”. Тогда зачем выделен отдельный курс – Гигиена с основами экологии человека, 187 часов?  Почему не оставить просто курс гигиены?  И самое главное – по биологии сдается экзамен, а по другим предметам, где даются более важные знания, предусмотрены зачеты!

Биохимия – 276 часов.

Конечно, врачу важно знать биохимические процессы, происходящие в теле человека. Но опять-таки вопрос: насколько целесообразно изучение такого количества материалов с последующим изучением фармакологии отдельно? Плюс сюда еще и химия – общая и биоорганическая – 195 часов.

То есть, в целом у нас химии посвящено больше, чем любой другой медицинской науке. Насколько мне известно, существуют институты химии, откуда выпускают химиков. А ведь медицинские вузы, вроде, врачей выпускают – разве не надо на это, в первую очередь, делать упор?

ВПТ и ВПХ (военно-полевая хирургия и терапия) – 213 часов. Я уже говорил выше о дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Зачем изучать на 50% одно и то же дважды? Почему не объединить это в предмет «Экстремальная медицина», добавив навыки работы на СМП и включив медицину катастроф? По этим дисциплинам у нас зачёт, кстати говоря.

Гигиена (в приказе – Гигиена с основами экологии) – 187 часов.

Предмет нужный, без сомнения, но вернёмся к биологии “с основами экологии”. Снова повтор.

Гистология, эмбриология, цитология – 277 часов. Нужно.

Но вот опять вопрос – а зачем это было мельком освещать в курсе биологии? Зачем изучать набегами, кусками, если есть отдельные дисциплины? Почему на них не выделить больше часов, забрав их у биологии?

Представьте себе: на завод взяли мастера, и раз в год ему показывают станок, просто дают посмотреть и всё. Трогать нельзя, всматриваться тоже. А через год за одну рабочую смену показывают, наконец, как этот станок устроен и как он работает, а ещё через год мастера ставят на конвейер. Вот такая возникает у меня аналогия.

Госпитальная хирургия.

К слову, общее время на изучение хирургических болезней – 454 часа. А на химию, как говорилось выше, – 471 час. Как думаете, что важнее для врача?

Дерматовенерология – 136 часов.

Иммунология.

Вещь нужная, но о качестве и уровне преподаваемой программы говорит тот факт, что среди врачей есть антипрививочники и прочие любители альтернатив.

Иностранный язык. Возможно, в разных вузах программы отличаются. Но, если верить написанному в образовательной программе, целями изучения дисциплины являются профессионально-ориентированное обучение иностранному языку будущих врачей, формирование основ иноязычной компетенции, необходимой для профессиональной межкультурной коммуникации, овладение письменными формами общения на иностранном языке как

 средством информационной деятельности и дальнейшего самообразования.

Вспоминая программу, по которой учились мы, не было ни профессионально-ориентированного обучения, ни овладения письменными формами общения. Были топики на медицинскую тему, которые нам задавали выучить. По сути, все сводилось именно к повторению школьной программы.

Инфекционные болезни – 213 часов. Нужно.

История (в образовательной программе – «Отечественная история») – 114 часов.

Многие скажут: историю нужно знать! Вопрос: что нового могут рассказать в университете после прохождения школьной программы? А если что и могут, то почему не рассказали в школе? И снова сравниваю с теми дисциплинами, которые реально необходимы: на реанимацию и интенсивную терапию выделено 57 часов, по столько же – на урологию, профессиональные болезни и общий уход за больными. А ведь все эти дисциплины имеют самое непосредственное отношение к работе врача, а времени на каждую из них выделено вдвое меньше, чем на историю. Где логика?

Медицина катастроф. Нужно, но, как я говорил выше, отдельно существуют ОБЖ и ВПХ с ВПТ. Их, я уверен, нужно объединять, в противном случае получается масло масляное.

Общественное здоровье и здравоохранение – 80 часов. Спорно.

С одной стороны, дисциплина важная, с другой стороны, качество её преподавания оставляет желать лучшего. Согласно программе, она освещает вопросы профилактики, экспертизы нетрудоспособности, структурных особенностей организации медицинских учреждений. Но я сам получал диплом по организации здравоохранения и скажу честно: полезной информации я из курса не вынес никакой. Нам не преподавалось ничего полезного, все зациклено на статистике, которая не достоверна и притянута за уши.

Онкология, лучевая терапия – 102 часа. Нужно. Но, как я говорил выше, я бы сюда ввел часть биологии. Не отдельно её преподавал на первых курсах, а именно в программу онкологии ввёл углублённое изучение молекулярной генетики и процесса канцерогенеза.

Офтальмология – 114 часов. Нужно. К слову, офтальмологии, онкологии и оториноларингологии по времени в учебном процессе уделяется не больше часов, чем истории отечества…

Профессиональные болезни – 57 часов. Нужно, но, судя по количеству часов, не так сильно. Несмотря на то, что в последнее время правительство настроено на усиление контроля за здоровьем работающего населения.

Стоматология – 52 часа. Нужно, но 52 часа – это ни о чем. Стоматология – это массивный пласт медицинской науки. Она тесно взаимосвязана с другими дисциплинами, потому что стоматологические проблемы у пациента могут проявляться и головными болями, и септическими осложнениями, и болями в спине, и осложнениями со стороны ЛОР-органов.

Урология – 57 часов. Нужно, но дела обстоят так же, как и с курсом стоматологии: часов критически мало.

Физика, математика – 86 часов.

О степени целесообразности изучения нам говорит краткое содержание дисциплины, где первым пунктом идут основы математического анализа теории вероятностей и математической статистики.

Зачем это врачу?

В математике я вообще не вижу смысла – это атавизм, трата времени. Физика – в том виде, в котором она преподаётся сейчас – тоже сомнительное занятие. Вопрос: почему не внести физику в профильные медицинские дисциплины?

Оптику – в офтальмологию, биомеханику – в травматологию и ортопедию, электрические процессы в теле и биоэлектрогенез – в кардиологию и неврологию?

Как отдельная дисциплина физика в медицинском вузе, на мой взгляд, просто бессмысленна. К тому же информации, полезной с точки зрения применения, там нет, только цепляние по верхам.

Физическая культура и спорт – 408 часов!!! Для чего?

Философия – 222 часа. Тот же самый вопрос.

Целью освоения дисциплины является формирование у студента гуманистического научного мировоззрения, системного и критического мышления, активной и ответственной жизненной позиции. Ни о каких профессиональных навыках нет и речи.

А ввиду последних веяний Минздрава – 15 минут на прием терапевта – философствовать врачам, по-моему, совершенно некогда.

Фундаментальная медицина. Не знаю, зачем это выделено в программе.

Это комплекс дисциплин, куда входят гистология, эмбриология, цитология, клиническая биохимия, биофизика, фармакология, анатомия человека, патофизиология, патологическая анатомия, клиническая микробиология и нормальная физиология. Так что необходимость выделения фундаментальной медицины как дисциплины мне непонятна.

Экономика здравоохранения – 61 час. Зачем?

Что можно выучить за 61 час из экономики? Другой вопрос: каким боком врач имеет отношение к экономике, если работа в государственном ЛПУ регламентирована тарифами ОМС? Для расширения кругозора?

Я считаю, что расширять кругозор надо не в ущерб дисциплинам, необходимым по специальности. Надо выпускать профессионалов своего дела, специалистов, а расширением кругозора каждый должен заниматься сам.

История медицины – 90 часов.

Цель освоения состоит в изучении студентами основных этапов и закономерностей возникновения и развития медицинских знаний и медицинской деятельности различных народов мира на протяжении всей истории существования человечества. И на это – 90 часов! Помимо того, что этот предмет априори интегрирован во все медицинские дисциплины – то есть не нужен, как отдельный – так еще и 90 часов!

Как я писал выше, на эндокринологию выделено 76 часов, на урологию – 57, но нам, оказывается, важнее знать, как неандертальцы боролись с зубной болью…

Культура русской речи. У нас такого предмета не было ни в школе, ни в университете. На мой взгляд, в университете этот предмет уже бесполезен, его нужно преподавать в школе, а не в вузе, куда приходит человек со сформированной уже языковой культурой. Иными словами, «хороша ложка к обеду».

Социология, политология – 61 час.

Цель освоения учебной дисциплины состоит в овладении знаниями, которые способствуют формированию всесторонне образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к пониманию, прогнозированию и решению сложных социально-политических проблем, а также овладению методикой социологических исследований. Разве нашей стране, нашему Минздраву нужны творчески и критически мыслящие специалисты, способные к пониманию, прогнозированию и решению сложных социально-политических проблем? По-моему, последние законопроекты доказывают обратное.

Кто-то скажет, что в университете студенты получают базовые знания основ медицины, а уже после получают специальные навыки при прохождении интернатуры или ординатуры. На это есть один ответ: выпускник 6-го курса официально является врачом. Ещё не хирургом, не терапевтом, но врачом, и на нем уже лежит ответственность этого звания. Соответственно, каждый выпускник должен обладать рядом специфических знаний, умений и навыков.

Конечно, я выпустился уже давно, но помню, как проходила в ординатуре учеба у меня и у моих однокурсников.

Я со своими друзьями попал в многопрофильную клинику, где нас сразу взяли в оборот, мы не вылезали из операционной, нам доверяли лечить пациентов, вести их от момента поступления до момента выписки. При этом некоторые из ребят с нашего потока прошли ординатуру по профилю секретарь, на них скинули всю писанину, и пациентов они практически не видели.

Это ненормально.

Учитывая вышеперечисленное, легко понять, что наше медицинское образование требует доработки. Закончив обучение в вузе, можно выйти с набором знаний и умений, а можно выйти стерильным, не уметь делать инъекции, не знать как измерить АД или произвести забор крови, не говоря уже о выполнении манипуляций или операций.  Когда я учился, большинство ребят из моего потока работали на СМП и в отделениях и получали практические навыки параллельно с учёбой. Сейчас студент-медик не может работать на скорой помощи.  А еще есть преподаватели, которые считают, что работа – даже профильная – мешает учебе.  Считаю это не совсем верным.

Насыщенность учебной программы обучения мусорными дисциплинами просто катастрофична. Чего мы хотим от врачей, которые изучают философию, политологию, математику и прочие дисциплины больше, чем хирургию и терапию, которые вместо освоения практических навыков занимаются физкультурой? Как можно допускать к работе врача, у которого правовая грамотность – нулевая, который учится заполнять «Ученическую/студенческую историю болезни», которая с реальной «Медицинской картой» не имеет ничего общего?

Автор: хирург Роман Забелин

Пред.

НМИЦ им. Е.Н. Мешалкина займется реабилитацией

След.

Обновлен приказ о медицинских критериях рождения

СвязанныеСообщения

На производственной площадке СамГМУ начнут выпускать новую разработку ГНЦДК Минздрава России
Новости медицины и фармации

На производственной площадке СамГМУ начнут выпускать новую разработку ГНЦДК Минздрава России

22.05.2025
Бывшего тамбовского министра здравоохранения оправдали по делу о браконьерстве
В России

Бывшего тамбовского министра здравоохранения оправдали по делу о браконьерстве

22.05.2025
РААС попросила Роспотребнадзор проверить требования к аптекам сообщать о начале продажи косметики
Новости медицины и фармации

РААС попросила Роспотребнадзор проверить требования к аптекам сообщать о начале продажи косметики

22.05.2025
След.
Обновлен приказ о медицинских критериях рождения

Обновлен приказ о медицинских критериях рождения

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Товары

  • McGinty Operative Arthroscopy 2nd Edition McGinty Operative Arthroscopy 2nd Edition 274 ₽
  • Imaging of the Nervous system Imaging of the Nervous system 342 ₽
  • Kaplan Videos for USMLE Step 3 Preparation ( 2 DVD) Kaplan Videos for USMLE Step 3 Preparation ( 2 DVD) 1,027 ₽
  • Oncology Books 11 Oncology Books 11 342 ₽

Товары

  • Вскрытие трупа по методу Шора Вскрытие трупа по методу Шора 342 ₽
  • War medicine books War medicine books 342 ₽
  • Oncology Books 10 Oncology Books 10 342 ₽
  • Laparoscopic Splenectomy Laparoscopic Splenectomy 342 ₽
  • Microscopic  Anatomy Microscopic Anatomy 479 ₽

Метки

AstraZeneca FDA RNC Pharma Алексей Водовозов ВОЗ Вакцина Заметки врача Лекарства Минздрав Москва Подкасты Производство Слушать подкасты бесплатно онлайн Спутник V вакцинация вакцинация от коронавирусной инфекции видеолекции здравоохранение РФ исследование исследования клинические исследования книги для врачей коронавирус коронавирус 2019 коронавирус 2021 коронавирусная инфекция мероприятия новости Remedium новости медицины новый коронавирус онкология опрос подкаст продажи разработка рак регистрация рост рынок лекарств слушать подкаст онлайн статьи для врачей сша фармацевтика фармация фармрынок РФ

Свежие записи

  • На производственной площадке СамГМУ начнут выпускать новую разработку ГНЦДК Минздрава России
  • Бывшего тамбовского министра здравоохранения оправдали по делу о браконьерстве
  • РААС попросила Роспотребнадзор проверить требования к аптекам сообщать о начале продажи косметики
  • Правительство отчиталась о реализации госполитики в сфере медобразования за 2024 год. Обзор
  • Россияне отказываются от местных венотонизирующих препаратов в пользу средств системного действия
  • О нас
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Вход
Нет результата
Просмотреть все результаты
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Go to mobile version