Какие профилактические меры может принять врач для того, чтобы избежать порабощения на месте работы. Учитывая, что сотни тысяч врачей в бюджетных ЛПУ работают с запредельной нагрузкой и мизерной зарплатой, можно сделать вывод, что проблема выхода из послушания тоталитарной Системе – это проблема сложная, и непреодолимая для большинства.
Способы закабаления врачей многочисленны, и для противодействия давлению Системы требуются также множественные меры. Социальными психологами разработаны общие правила сопротивления нежелательному социальному влиянию (такому, как влияние тоталитарных сект, влияние агрессивной толпы, влияние мнимых авторитетов). Многие из этих общих правил вполне можно перенести и на наше многострадальное здравоохранение, с его идеологией «медразверстки», направленной против мед. работников. Предлагаю вниманию коллег вариант такого переноса, сделанного на основании работ социального психолога Ф. Зимбардо.
1. Преодоление информационного управленческого влияния (дезинформации), и информационной изоляции.
Большинство врачей не помнят, что написано в их трудовом договоре, и в Трудовом Кодексе, и легко принимают к исполнению любые распоряжения начальства, включая и незаконные. Это привычка к автоматическому, бездумному подчинению своим начальникам, экспертам ОМС, представителям гос. власти способна толкнуть врача на действия, противоречащие его личным убеждениям и личным интересам. Для того, чтобы этого избежать, врачу нужно помнить о своих юридических правах, и проверять все приказы начальства на соответствие со своими обязанностями, по Трудовому Договору и Трудовому Кодексу. А так же интересоваться положением дел в других ЛПУ (нужно установить реальную связь между трудовыми коллективами, имея в виду, что действующие Облпрофкомы, как правило, выполняют противоположную функцию – изолируют и разъединяют первичные профсоюзные организации).
2. Преодоление нормативного влияния коллектива («делай, как все»).
Врачу может быть очень трудно вести себя не так, как это делают коллеги. Все коллеги работают не по часам, а «до последнего пациента» — и я так буду работать. Все коллеги смирились с бесплатными дежурствами по выходным – и я буду это терпеть.
Это принцип социального доказательства, и он очень сильно влияет на поведение людей. Для того, чтобы преодолеть это влияние – полезно иметь примеры иной организации работы. Нужно интересоваться тем, как работают в других ЛПУ – и обязательно обнаружится, что где-то врачам, все-таки, оплачивают сверхурочную работу; в каких-то ЛПУ есть должность дежурного врача. Это тоже социальное доказательство, и оно способно изменить поведение коллектива. Это связано и с информационным влиянием – нужно восполнять скрываемую управленцами информацию о пустующих врачебных ставках в своем ЛПУ.
3. Ловушка последовательности.
Будьте готовы сказать три самых трудных фразы в мире: «Я был неправ!», «Я совершил ошибку!» и «Я передумал». Не нужно бояться потерять лицо. Признать ошибку лучше, чем быть последовательным, продолжая длительные неправильные действия (в течение многих лет, и даже пожизненно).
Если врач в течение 10 лет выходил бесплатно на дежурства по субботам и воскресениям – это не значит, что он должен продолжать это делать и дальше. Если врач каждый день принимает пациентов в нерабочее время, после окончания официальных часов приема – это значит, что в любой день врач может осознать ошибочность такой организации работы, и прекратить выполнять неоплачиваемую работу. Если же у врача есть личное желание выполнять бесплатную работу – он должен абсолютно ясно и осознанно известить пациентов и начальников о том, что в такое – то время проводится прием врачом – волонтером (ФИО), в порядке благотворительности.
Типичное мошенничество в организации здравоохранения – двухходовка. Нарушить права врача, а затем самого же врача и обвинить в этом нарушении, возложив на него ответственность.
«Вы же, когда шли учиться – знали, в каких условиях будете работать». «Вы же, оформляясь на работу, САМИ согласились на эти условия. Значит, жалуясь на плохие условия работы, Вы жалуетесь сами на себя». В ответ начальнику можно сказать – «Очень хорошо, что Вы напомнили мне о моей самостоятельности. Следовательно, если я сам за все отвечаю, то в любой момент могу и перестать делать то, что считаю неправильным. Сам согласился на неоплачиваемую часть работы – сам от нее и откажусь, с сегодняшнего дня». Можно сказать и о том, что при оформлении на работу Вы знали только то, что вам гарантировано Трудовым кодексом. А за нарушение ТК несет ответственность не работник, а руководитель ЛПУ.
4. Ошибка эвристики – быстрое принятие решений без системного анализа проблемы.
Умные люди могут совершать глупые поступки, действуя по правилу «начальник всегда прав». Чтобы этого избежать, врачу нужно быть внимательным к мелким деталям, и внешним обстоятельствам, мыслить критически, не принимать важные решения «на автопилоте». Пример – устные распоряжения медицинских управленцев, противоречащие должностной инструкции врача, или СанПиНу. Любые пункты трудового договора, противоречащие Трудовому Кодексу. Приказы ГВ по месячному плану приема пациентов (в то время, как ни ГВ, ни ГУЗ, ни ФОМС не имеют законодательно утвержденного права устанавливать нормы труда).
5. «Ответственность – несу я».
Необходимо брать на себя ответственность за свои решения и действия, осознавая при этом, какие именно действия Вы совершили в ущерб своим интересам, и вразрез со своими убеждениями, под социальным давлением. В тоталитарных системах, контролирующих все потоки информации, награды и наказания, человеку очень трудно сохранить свою независимость.
В некоторых случаях бегство – это единственный доступный выход. Но не всегда (особенно, если бегство вам предлагает тот самый начальник, который и нарушает Ваши права).
Фраза «Если Вам не нравится эта работа – ищите себе другое место работы» — это управленческая ложь. Искать другую работу должен управленец, нарушающий закон, а не врач, права которого нарушаются. Предлагая врачу искать другое место работы, лживый управленец продолжает манипулировать врачом, принимая за него решение о дальнейших действиях.
Если кто-то другой заявляет, что он берет на себя ответственность за Ваши действия, то это означает, что Вы становитесь марионеткой в чужих руках. Но ответственность в конечном итоге все равно ляжет на Вас. Пример – медицинская организация является юридическим лицом и несет материальную ответственность за действия врача. Врач беспрекословно выполняет неадекватные управленческие приказы, однако, в случае нанесения серьезного ущерба здоровью пациента – врач нередко получает обвинение в преступной халатности. То же самое относится к жизни самого врача и к его семье. Врач не может избежать ответственности за то, что он по 12-16 часов в сутки находится на работе, в ущерб своей семье, не уделяя достаточно времени своим близким.
6. «Я утверждаю свою уникальность» (не допускать деиндивидуации в ходе исполнения своей профессиональной роли).
Потеря своей индивидуальности – базовое условие совершения несправедливых и жестоких поступков, по отношению к другим людям, и к самому себе. Врач может терять свою индивидуальность, на основании принадлежности к профессии (вы же врач… врач должен….), на основании принадлежности к организации (у нас в поликлинике так заведено), при автоматическом подчинении авторитету начальника ( приказы начальства следует не обсуждать, а исполнять).
Механизмы деиндивидуации – анонимность, автоматическое исполнение приказов сверху, ношение любой униформы (включая и белый халат), ношение темных очков, за которыми не видно глаз. Посмотрите и на своих начальников – не носит ли кто-нибудь из них темные очки (помимо обычной защиты от яркого солнца летом). Такая деиндивидуация облегчает совершение жестоких поступков по отношению к подчиненным. Типичный признак деиндивидуации – потеря личных интересов, разговоры с коллегами только о работе. Профессор Преображенский у Булгакова не зря любил оперу, и напевал частенько оперные арии.
7. «Я могу сопротивляться несправедливой системе!».
Врачу следует знать о психологическом эффекте приобретенной беспомощности (советский принцип – «любая инициатива наказуема»).
Приобретенная беспомощность – искажает восприятие мира, и нужно в таких случаях помнить, что депрессивный взгляд – это необъективный взгляд. Каждый врач имеет множество примеров собственной компетентности и успешности, которые можно распространить и на возможность противодействия Системе.
8. Не жертвовать личными и гражданскими свободами ради иллюзии безопасности.
Ваша жертва будет реальная и немедленная, а безопасность – иллюзорная и отсроченная. Многие врачи боятся своего начальства настолько, что совсем не защищают свои права. Страх перед строгим начальником, который может уволить, настолько затуманивает врачам глаза, что они забывают о том, чем они жертвуют каждый день. То, что начальники распиливают большую часть врачебной зарплаты – это только одна сторона проблемы. Не менее важна утрата врачом восприятия самого себя, как свободного человека, потеря человеческого достоинства. Врачи забывают и о том, что в случае совершения врачебной ошибки, из-за ненормальной организации труда, этот же самый начальник моментально подставит любого своего подчиненного. В суде будет дело о врачебной халатности.
9. Уважать власть, но не подчиняться незаконным действиям своих начальников.
10. Контролировать свое ощущение времени.
Помнить о прошлом, воспринимать настоящее и иметь ясные планы на будущее. Порабощенный Системой врач не имеет ни прошлого, ни будущего. Живет в состоянии «здесь и сейчас». Так проходит вся жизнь, и спустя много лет выясняется, что жизнь прожита даже не на автопилоте, а по чужой воле, и совсем не так, как хотелось бы Вам. Вспомните о том, о чем Вы давно мечтали, да не сделали. Стройте планы на будущее, и реализуйте их!
Автор: Михаил Баксаков, г. Ростов-на-Дону, «Доктор на работе».
Какие профилактические меры может принять врач для того, чтобы избежать порабощения на месте работы. Учитывая, что сотни тысяч врачей в бюджетных ЛПУ работают с запредельной нагрузкой и мизерной зарплатой, можно сделать вывод, что проблема выхода из послушания тоталитарной Системе – это проблема сложная, и непреодолимая для большинства.
Способы закабаления врачей многочисленны, и для противодействия давлению Системы требуются также множественные меры. Социальными психологами разработаны общие правила сопротивления нежелательному социальному влиянию (такому, как влияние тоталитарных сект, влияние агрессивной толпы, влияние мнимых авторитетов). Многие из этих общих правил вполне можно перенести и на наше многострадальное здравоохранение, с его идеологией «медразверстки», направленной против мед. работников. Предлагаю вниманию коллег вариант такого переноса, сделанного на основании работ социального психолога Ф. Зимбардо.
1. Преодоление информационного управленческого влияния (дезинформации), и информационной изоляции.
Большинство врачей не помнят, что написано в их трудовом договоре, и в Трудовом Кодексе, и легко принимают к исполнению любые распоряжения начальства, включая и незаконные. Это привычка к автоматическому, бездумному подчинению своим начальникам, экспертам ОМС, представителям гос. власти способна толкнуть врача на действия, противоречащие его личным убеждениям и личным интересам. Для того, чтобы этого избежать, врачу нужно помнить о своих юридических правах, и проверять все приказы начальства на соответствие со своими обязанностями, по Трудовому Договору и Трудовому Кодексу. А так же интересоваться положением дел в других ЛПУ (нужно установить реальную связь между трудовыми коллективами, имея в виду, что действующие Облпрофкомы, как правило, выполняют противоположную функцию – изолируют и разъединяют первичные профсоюзные организации).
2. Преодоление нормативного влияния коллектива («делай, как все»).
Врачу может быть очень трудно вести себя не так, как это делают коллеги. Все коллеги работают не по часам, а «до последнего пациента» — и я так буду работать. Все коллеги смирились с бесплатными дежурствами по выходным – и я буду это терпеть.
Это принцип социального доказательства, и он очень сильно влияет на поведение людей. Для того, чтобы преодолеть это влияние – полезно иметь примеры иной организации работы. Нужно интересоваться тем, как работают в других ЛПУ – и обязательно обнаружится, что где-то врачам, все-таки, оплачивают сверхурочную работу; в каких-то ЛПУ есть должность дежурного врача. Это тоже социальное доказательство, и оно способно изменить поведение коллектива. Это связано и с информационным влиянием – нужно восполнять скрываемую управленцами информацию о пустующих врачебных ставках в своем ЛПУ.
3. Ловушка последовательности.
Будьте готовы сказать три самых трудных фразы в мире: «Я был неправ!», «Я совершил ошибку!» и «Я передумал». Не нужно бояться потерять лицо. Признать ошибку лучше, чем быть последовательным, продолжая длительные неправильные действия (в течение многих лет, и даже пожизненно).
Если врач в течение 10 лет выходил бесплатно на дежурства по субботам и воскресениям – это не значит, что он должен продолжать это делать и дальше. Если врач каждый день принимает пациентов в нерабочее время, после окончания официальных часов приема – это значит, что в любой день врач может осознать ошибочность такой организации работы, и прекратить выполнять неоплачиваемую работу. Если же у врача есть личное желание выполнять бесплатную работу – он должен абсолютно ясно и осознанно известить пациентов и начальников о том, что в такое – то время проводится прием врачом – волонтером (ФИО), в порядке благотворительности.
Типичное мошенничество в организации здравоохранения – двухходовка. Нарушить права врача, а затем самого же врача и обвинить в этом нарушении, возложив на него ответственность.
«Вы же, когда шли учиться – знали, в каких условиях будете работать». «Вы же, оформляясь на работу, САМИ согласились на эти условия. Значит, жалуясь на плохие условия работы, Вы жалуетесь сами на себя». В ответ начальнику можно сказать – «Очень хорошо, что Вы напомнили мне о моей самостоятельности. Следовательно, если я сам за все отвечаю, то в любой момент могу и перестать делать то, что считаю неправильным. Сам согласился на неоплачиваемую часть работы – сам от нее и откажусь, с сегодняшнего дня». Можно сказать и о том, что при оформлении на работу Вы знали только то, что вам гарантировано Трудовым кодексом. А за нарушение ТК несет ответственность не работник, а руководитель ЛПУ.
4. Ошибка эвристики – быстрое принятие решений без системного анализа проблемы.
Умные люди могут совершать глупые поступки, действуя по правилу «начальник всегда прав». Чтобы этого избежать, врачу нужно быть внимательным к мелким деталям, и внешним обстоятельствам, мыслить критически, не принимать важные решения «на автопилоте». Пример – устные распоряжения медицинских управленцев, противоречащие должностной инструкции врача, или СанПиНу. Любые пункты трудового договора, противоречащие Трудовому Кодексу. Приказы ГВ по месячному плану приема пациентов (в то время, как ни ГВ, ни ГУЗ, ни ФОМС не имеют законодательно утвержденного права устанавливать нормы труда).
5. «Ответственность – несу я».
Необходимо брать на себя ответственность за свои решения и действия, осознавая при этом, какие именно действия Вы совершили в ущерб своим интересам, и вразрез со своими убеждениями, под социальным давлением. В тоталитарных системах, контролирующих все потоки информации, награды и наказания, человеку очень трудно сохранить свою независимость.
В некоторых случаях бегство – это единственный доступный выход. Но не всегда (особенно, если бегство вам предлагает тот самый начальник, который и нарушает Ваши права).
Фраза «Если Вам не нравится эта работа – ищите себе другое место работы» — это управленческая ложь. Искать другую работу должен управленец, нарушающий закон, а не врач, права которого нарушаются. Предлагая врачу искать другое место работы, лживый управленец продолжает манипулировать врачом, принимая за него решение о дальнейших действиях.
Если кто-то другой заявляет, что он берет на себя ответственность за Ваши действия, то это означает, что Вы становитесь марионеткой в чужих руках. Но ответственность в конечном итоге все равно ляжет на Вас. Пример – медицинская организация является юридическим лицом и несет материальную ответственность за действия врача. Врач беспрекословно выполняет неадекватные управленческие приказы, однако, в случае нанесения серьезного ущерба здоровью пациента – врач нередко получает обвинение в преступной халатности. То же самое относится к жизни самого врача и к его семье. Врач не может избежать ответственности за то, что он по 12-16 часов в сутки находится на работе, в ущерб своей семье, не уделяя достаточно времени своим близким.
6. «Я утверждаю свою уникальность» (не допускать деиндивидуации в ходе исполнения своей профессиональной роли).
Потеря своей индивидуальности – базовое условие совершения несправедливых и жестоких поступков, по отношению к другим людям, и к самому себе. Врач может терять свою индивидуальность, на основании принадлежности к профессии (вы же врач… врач должен….), на основании принадлежности к организации (у нас в поликлинике так заведено), при автоматическом подчинении авторитету начальника ( приказы начальства следует не обсуждать, а исполнять).
Механизмы деиндивидуации – анонимность, автоматическое исполнение приказов сверху, ношение любой униформы (включая и белый халат), ношение темных очков, за которыми не видно глаз. Посмотрите и на своих начальников – не носит ли кто-нибудь из них темные очки (помимо обычной защиты от яркого солнца летом). Такая деиндивидуация облегчает совершение жестоких поступков по отношению к подчиненным. Типичный признак деиндивидуации – потеря личных интересов, разговоры с коллегами только о работе. Профессор Преображенский у Булгакова не зря любил оперу, и напевал частенько оперные арии.
7. «Я могу сопротивляться несправедливой системе!».
Врачу следует знать о психологическом эффекте приобретенной беспомощности (советский принцип – «любая инициатива наказуема»).
Приобретенная беспомощность – искажает восприятие мира, и нужно в таких случаях помнить, что депрессивный взгляд – это необъективный взгляд. Каждый врач имеет множество примеров собственной компетентности и успешности, которые можно распространить и на возможность противодействия Системе.
8. Не жертвовать личными и гражданскими свободами ради иллюзии безопасности.
Ваша жертва будет реальная и немедленная, а безопасность – иллюзорная и отсроченная. Многие врачи боятся своего начальства настолько, что совсем не защищают свои права. Страх перед строгим начальником, который может уволить, настолько затуманивает врачам глаза, что они забывают о том, чем они жертвуют каждый день. То, что начальники распиливают большую часть врачебной зарплаты – это только одна сторона проблемы. Не менее важна утрата врачом восприятия самого себя, как свободного человека, потеря человеческого достоинства. Врачи забывают и о том, что в случае совершения врачебной ошибки, из-за ненормальной организации труда, этот же самый начальник моментально подставит любого своего подчиненного. В суде будет дело о врачебной халатности.
9. Уважать власть, но не подчиняться незаконным действиям своих начальников.
10. Контролировать свое ощущение времени.
Помнить о прошлом, воспринимать настоящее и иметь ясные планы на будущее. Порабощенный Системой врач не имеет ни прошлого, ни будущего. Живет в состоянии «здесь и сейчас». Так проходит вся жизнь, и спустя много лет выясняется, что жизнь прожита даже не на автопилоте, а по чужой воле, и совсем не так, как хотелось бы Вам. Вспомните о том, о чем Вы давно мечтали, да не сделали. Стройте планы на будущее, и реализуйте их!
Автор: Михаил Баксаков, г. Ростов-на-Дону, «Доктор на работе».