Правительство РФ упростило российским производителям доступ к применению правила «второй лишний» при поставке медтехники на госзакупках по 44 наименованиям. До 31 декабря 2022 года в качестве подтверждения происхождения продукции, помимо сведений из реестра ГИСП Минпромторга или евразийского реестра промышленных товаров, будет засчитываться наличие сертификата СТ-1. Одновременно ужесточены правила «второго лишнего» для госзаказчиков – из него исключен пункт о получении разрешения на закупку иностранной продукции в Минпромторге РФ, если профильная отечественная продукция отсутствует в реестре ГИСП или не отвечает заявленным характеристикам.
Поправки в постановление Правительства РФ №878 от 10 июля 2019 года «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации» утверждены профильным постановлением РФ №2213 от 6 декабря 2021 года.
В частности, для 44 наименований медтехники утвержден переходный период, в течение которого до 31 декабря 2022 года в заявке достаточно будет предоставить информацию о стране происхождения медицинской техники, а при поставке товара – предоставить копию сертификата СТ-1.
Кроме того, из текста ПП №878 исключены пункты 4 и 5, которые позволяли не применять ограничение, если продукция в реестре Минпромторга РФ по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствовала установленным заказчиком требованиям к планируемой закупке. В новой редакции «второй лишний» будет применяться, если на конкурс подана хотя бы одна заявка с продукцией из ЕАЭС, «удовлетворяющая требованиям извещения» о закупке.
Правительство РФ ввело правило «второй лишний» в отношении 30 категорий и медизделий 31 августа 2021 года. Под него попали гамма-терапевтические аппараты, электрокардиографы, пульсоксиметры и спирометры, оториноскопы, электроэнцефалографы, тонометры внутриглазного давления, аппараты УЗИ, микроволновой и ультразвуковой терапии, МРТ, дефибрилляторы, медицинские холодильники и морозильники, облучатели-рециркуляторы воздуха, стерилизаторы, электрохирургические аппараты, дыхательное оборудование, инкубаторы для новорожденных, консоли подвода медицинских газов и другое оборудование.
Согласно поправкам, при госзакупках включенных в перечень изделий, в случае если на конкурс будет выходить хотя бы один поставщик со страной происхождения МИ из ЕАЭС, все остальные заявки с предложением импортного медоборудования будут отклоняться.
В декабре 2021 года стало известно, что медучреждения вынуждены откладывать конкурсные процедуры в отношении медоборудования, попавшего под «второй лишний», из-за отсутствия четкого механизма получения разрешения на закупку импортного оборудования, аналогов которого не производится в России.