Правительство РФ опубликовало бюджетный прогноз на долгосрочный период – до 2036 года. Авторы документа признают случившийся за последние 10 лет крен бюджетной политики в сторону расходов на «социальное обеспечение, оборону, правоохранительную деятельность и общегосударственные вопросы» за счет сокращения инвестиций в человеческий капитал, в частности в здравоохранение. Эта тенденция будет меняться с учетом мирового тренда – старение населения и увеличение потребности в медицинской помощи, утверждают они.
«Доля расходов на социальное обеспечение, оборону, правоохранительную деятельность и общегосударственные вопросы увеличилась с 15% валового внутреннего продукта в 2006 году до 22% валового внутреннего продукта в 2016 году», – говорится в прогнозе.
Поэтому, утверждают авторы документа, бюджетная политика на среднесрочную перспективу будет направлена на «расширение экономического и человеческого потенциала». Речь идет о реализации национальных проектов до 2024 года. Они в числе прочего призваны «сформировать ресурс на финансирование национальных целей, добиться повышения темпов роста экономики на уровне не ниже мировых, повысить качество и доступность здравоохранения».
Авторы документа ссылаются на мировую демографическую картину, которая за десять лет значительно изменилась: замедлились темпы роста населения в трудоспособном возрасте (до 0,8% в год) и быстро растет доля населения в возрасте выше трудоспособного. Старение населения провоцирует рост спроса на услуги здравоохранения. В России из-за этого увеличивается нагрузка на системы пенсионного и медицинского обеспечения, «зачастую финансируемые из бюджетов бюджетной системы».
В правительстве отмечают, что в целях снижения демографических рисков и минимизации их отрицательных последствий применяется целый пул поддерживающих мер. Это «обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья», «формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» и «системная поддержка и повышение качества жизни граждан старшего поколения».
Отдельно о доле ВВП, полагающейся на расходы на здравоохранение, в документе не говорится. Есть только данные о расходах Федерального фонда ОМС и территориальных фондов – в 2019 году они должны составить 2% от ВВП, но к 2036-му сократятся до 1,6%.
Ранее председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин говорил, что за последние шесть лет (с 2012 года) расходы на здравоохранение выросли номинально на 2,4 трлн рублей, но фактически сократились на 2,5%. Поэтому, считает Кудрин, плановая номинальная доля расходов на здравоохранение в 6,5% от общей структуры расходов страны на будущие шесть лет недостаточна «для прорыва».
Правительство РФ опубликовало бюджетный прогноз на долгосрочный период – до 2036 года. Авторы документа признают случившийся за последние 10 лет крен бюджетной политики в сторону расходов на «социальное обеспечение, оборону, правоохранительную деятельность и общегосударственные вопросы» за счет сокращения инвестиций в человеческий капитал, в частности в здравоохранение. Эта тенденция будет меняться с учетом мирового тренда – старение населения и увеличение потребности в медицинской помощи, утверждают они.
«Доля расходов на социальное обеспечение, оборону, правоохранительную деятельность и общегосударственные вопросы увеличилась с 15% валового внутреннего продукта в 2006 году до 22% валового внутреннего продукта в 2016 году», – говорится в прогнозе.
Поэтому, утверждают авторы документа, бюджетная политика на среднесрочную перспективу будет направлена на «расширение экономического и человеческого потенциала». Речь идет о реализации национальных проектов до 2024 года. Они в числе прочего призваны «сформировать ресурс на финансирование национальных целей, добиться повышения темпов роста экономики на уровне не ниже мировых, повысить качество и доступность здравоохранения».
Авторы документа ссылаются на мировую демографическую картину, которая за десять лет значительно изменилась: замедлились темпы роста населения в трудоспособном возрасте (до 0,8% в год) и быстро растет доля населения в возрасте выше трудоспособного. Старение населения провоцирует рост спроса на услуги здравоохранения. В России из-за этого увеличивается нагрузка на системы пенсионного и медицинского обеспечения, «зачастую финансируемые из бюджетов бюджетной системы».
В правительстве отмечают, что в целях снижения демографических рисков и минимизации их отрицательных последствий применяется целый пул поддерживающих мер. Это «обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья», «формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» и «системная поддержка и повышение качества жизни граждан старшего поколения».
Отдельно о доле ВВП, полагающейся на расходы на здравоохранение, в документе не говорится. Есть только данные о расходах Федерального фонда ОМС и территориальных фондов – в 2019 году они должны составить 2% от ВВП, но к 2036-му сократятся до 1,6%.
Ранее председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин говорил, что за последние шесть лет (с 2012 года) расходы на здравоохранение выросли номинально на 2,4 трлн рублей, но фактически сократились на 2,5%. Поэтому, считает Кудрин, плановая номинальная доля расходов на здравоохранение в 6,5% от общей структуры расходов страны на будущие шесть лет недостаточна «для прорыва».