Изменения вносятся № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года. В пояснительной записке прописано, что законопроект закрепит статус НМИЦ и обеспечит межведомственный характер их функционирования. Документ определяет цели наделения таких центров соответствующими функциями, среди которых – реализация государственной политики в сфере здравоохранения, совершенствование организации оказания медпомощи, методическое обеспечение медицинской деятельности и аналитическая деятельность, развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения.
Присваивать статус НМИЦ организациям, подведомственным федеральным регуляторам и региональным властям и осуществляющим в качестве основного вида работы медицинскую и научную (научно-исследовательскую) деятельность, будет Правительство РФ, говорится в проекте закона. Кроме того, кабмину предстоит установить критерии, порядок организации деятельности НМИЦ и прекращения указанного статуса.
Финансовое обеспечение исполнения функций НМИЦ, согласно проекту ФЗ, будет производиться из федерального бюджета (для НМИЦ, подведомственных федеральным регуляторам), региональных бюджетов (для НМИЦ, подведомственных властям регионов) и «иных не запрещенных законодательством РФ источников».
Если документ примут, он вступит в силу через шесть месяцев со дня официального опубликования. Организации, подведомственные федеральным регуляторам, исполняющие функции НМИЦ на день вступления закона в силу, смогут сохранять свой статус в течение шести месяцев или до официального присвоения.
Как указано в пояснительной записке, функция НМИЦ по организации методического обеспечения медицинской деятельности региональных клиник позволит выстроить логистическую вертикаль, обеспечивающую преемственность по уровням медицинской помощи и позволяющую повысить качество ее оказания.
Планируется проведение консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий, осуществление выездных мероприятий в медорганизации для выявления проблем и их причин, в том числе в отношении систем контроля качества медпомощи, оказания методической помощи по профилю деятельности на основе опыта и наличия высококвалифицированных специалистов, а также оказание содействия в формировании эффективной системы.
В ходе работ по методическому сопровождению запланировано также внедрение новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе включенных по результатам клинической апробации в клинрекомендации, анализ КР, перечня ЖНВЛП, лекарств и медизделий для льготников, сбор и анализ информации о случаях назначения и применения препаратов в соответствии с показателями, не прописанными в инструкциях по их применению (off-label), а также данных о случаях назначения и применения незарегистрированных препаратов.
Организационно-методическое сопровождение, как указано в пояснительной записке, необходимо для организации расчета текущей и прогнозной потребности в препаратах, анализа кадрового обеспечения, профессиональных стандартов и образовательных программ медицинского и фармацевтического образования и содействия их внедрению.
В финансово-экономическом обосновании к проекту ФЗ прописано, что мероприятие «Проведение НМИЦ консультаций или консилиумов экспертного уровня с применением телемедицинских технологий медицинских организаций субъектов Российской Федерации» на период с 2025 по 2030 год потребует финансирования в размере 9,3 млрд рублей.
Расходные обязательства по двум направлениям предусмотрены в федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов и сопоставимы с объемами финансового обеспечения соответствующих мероприятий по обеспечению функционирования сети НМИЦ в 2024 году по федпроекту «Развитие сети НМИЦ и внедрение инновационных медицинских технологий», говорится в документе.
На данный момент в России функционирует 38 НМИЦ. Среди них, например, учреждения Минздрава РФ – НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, НМИЦ радиологии, НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина, НМИЦ им. Е.Н. Мешалкина, НМИЦ акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова, а также НМИЦ оториноларингологии ФМБА и НМИЦ высоких медицинских технологий Минобороны России.
Минздрав РФ в июле 2024 года представил на общественное обсуждение поправки в № 323-ФЗ для нормативного регулирования работы сети НМИЦ. Тогда планировалось, что их число может вырасти до 45. Регулятор предлагал присваивать статус НМИЦ федеральным организациям, которые осуществляют научную и научно-техническую деятельность в таких областях, как здравоохранение, совершенствование оказания медпомощи, развитие медицинской науки и других. Этот документ пока не принят.
Изменения вносятся № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года. В пояснительной записке прописано, что законопроект закрепит статус НМИЦ и обеспечит межведомственный характер их функционирования. Документ определяет цели наделения таких центров соответствующими функциями, среди которых – реализация государственной политики в сфере здравоохранения, совершенствование организации оказания медпомощи, методическое обеспечение медицинской деятельности и аналитическая деятельность, развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения.
Присваивать статус НМИЦ организациям, подведомственным федеральным регуляторам и региональным властям и осуществляющим в качестве основного вида работы медицинскую и научную (научно-исследовательскую) деятельность, будет Правительство РФ, говорится в проекте закона. Кроме того, кабмину предстоит установить критерии, порядок организации деятельности НМИЦ и прекращения указанного статуса.
Финансовое обеспечение исполнения функций НМИЦ, согласно проекту ФЗ, будет производиться из федерального бюджета (для НМИЦ, подведомственных федеральным регуляторам), региональных бюджетов (для НМИЦ, подведомственных властям регионов) и «иных не запрещенных законодательством РФ источников».
Если документ примут, он вступит в силу через шесть месяцев со дня официального опубликования. Организации, подведомственные федеральным регуляторам, исполняющие функции НМИЦ на день вступления закона в силу, смогут сохранять свой статус в течение шести месяцев или до официального присвоения.
Как указано в пояснительной записке, функция НМИЦ по организации методического обеспечения медицинской деятельности региональных клиник позволит выстроить логистическую вертикаль, обеспечивающую преемственность по уровням медицинской помощи и позволяющую повысить качество ее оказания.
Планируется проведение консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий, осуществление выездных мероприятий в медорганизации для выявления проблем и их причин, в том числе в отношении систем контроля качества медпомощи, оказания методической помощи по профилю деятельности на основе опыта и наличия высококвалифицированных специалистов, а также оказание содействия в формировании эффективной системы.
В ходе работ по методическому сопровождению запланировано также внедрение новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе включенных по результатам клинической апробации в клинрекомендации, анализ КР, перечня ЖНВЛП, лекарств и медизделий для льготников, сбор и анализ информации о случаях назначения и применения препаратов в соответствии с показателями, не прописанными в инструкциях по их применению (off-label), а также данных о случаях назначения и применения незарегистрированных препаратов.
Организационно-методическое сопровождение, как указано в пояснительной записке, необходимо для организации расчета текущей и прогнозной потребности в препаратах, анализа кадрового обеспечения, профессиональных стандартов и образовательных программ медицинского и фармацевтического образования и содействия их внедрению.
В финансово-экономическом обосновании к проекту ФЗ прописано, что мероприятие «Проведение НМИЦ консультаций или консилиумов экспертного уровня с применением телемедицинских технологий медицинских организаций субъектов Российской Федерации» на период с 2025 по 2030 год потребует финансирования в размере 9,3 млрд рублей.
Расходные обязательства по двум направлениям предусмотрены в федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов и сопоставимы с объемами финансового обеспечения соответствующих мероприятий по обеспечению функционирования сети НМИЦ в 2024 году по федпроекту «Развитие сети НМИЦ и внедрение инновационных медицинских технологий», говорится в документе.
На данный момент в России функционирует 38 НМИЦ. Среди них, например, учреждения Минздрава РФ – НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, НМИЦ радиологии, НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина, НМИЦ им. Е.Н. Мешалкина, НМИЦ акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова, а также НМИЦ оториноларингологии ФМБА и НМИЦ высоких медицинских технологий Минобороны России.
Минздрав РФ в июле 2024 года представил на общественное обсуждение поправки в № 323-ФЗ для нормативного регулирования работы сети НМИЦ. Тогда планировалось, что их число может вырасти до 45. Регулятор предлагал присваивать статус НМИЦ федеральным организациям, которые осуществляют научную и научно-техническую деятельность в таких областях, как здравоохранение, совершенствование оказания медпомощи, развитие медицинской науки и других. Этот документ пока не принят.



