Скандальный законопроект поправок к закону о лекарственных средствах, в июле принятый Госдумой в первом чтении, оказался в патовом положении. Президент прислал в парламент замечания, которые полностью дискредитируют задумку авторов.
Законопроект, внесенный сенаторами Борисом Шпигелем, Игорем Брынцаловым и депутатами Татьяной Яковлевой и Андреем Макаровым, затрагивает интересы каждого россиянина.
Однако, к удивлению журналистов, обсуждение документа на заседании комитета Думы по охране здоровья весной проходило в обстановке непонятной секретности.
Резко критически оценили проект крупные общественные организации, такие как Союз профессиональных фармацевтических организаций (СПФО) и Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП). Критиковали его и представители Ассоциации международных фармпроизводителей (AIPМ).
Но их на комитет тоже не пустили. Главный аргумент оппонентов: поправки могут запустить механизм нового передела рынка, сломать хрупкие рыночные механизмы и заменить их произволом чиновников и их закулисными сделками с производителями лекарств.
Особо критиковали оппоненты предложение обязать врачей выписывать рецепты не по торговым названиям лекарств, а по их химической формуле.
Во-первых, каждый грамотный врач знает, что невозможно говорить о полной терапевтической сравнимости лекарств даже с одной формулой. Это знаем и мы, потребители: один аспирин — фирменный, совсем другой — индийский или российский. Во-вторых, в этом случае право лечить больного фактически получает не врач, а аптекарь.
На это обратил внимание законодателей в своем письме Борису Грызлову и президент, сообщил "Известиям" источник в Думе.
Отверг гарант Конституции и поправку о том, что закупать лекарства смогут лишь уполномоченные производителями фирмы, поскольку это нарушает принципы рыночной экономики. По сути, эти две ключевые инновации главным образом и интересовали авторов законопроекта.
Теперь уже одобренный депутатами (не без известных рычагов лоббирования), законопроект "завис" в думском пространстве: выносить его на второе чтение со столь серьезными замечаниями невозможно, но и просто тихо похоронить не получится — есть процедура, которую Дума обязана выполнять.
Скорее всего, проект просто будут мариновать до следующих выборов – в состоянии анабиоза так уже почило немало подобных бумаг.