Ведущие российские онкогематологи отметили, что сегодня ситуация с диагностикой и лечением заболевания существенно улучшилась. Заведующий лабораторией мутагенеза медико-генетического научного центра РАМН, д.м.н. Сергей Куцев заявил, что в стране диагностика и мониторинг заболевания проводится в 20 цитогенетических и 11 молекулярных лабораториях при поддержке компании «Новартис», благодаря чему охват пациентов, получающих терапию, мониторингом достиг 95%.
Д.м.н. Ольга Виноградова (ФГБУ «Гематологический научный центр МЗ СР РФ») отметила существенное улучшение ситуации в лечении пациентов с ХМЛ с внедрением в практику онкогематологов ингибитора тирозинкиназ (ИТК) первого поколения, препарата иматиниб. По ее словам, в данный момент большинство пациентов – около 83% – получают необходимое лечение иматинибом. В результате продолжительность жизни пациентов с ХМЛ увеличилась с 1.5 – 2 до, в среднем, 8 лет. Однако есть и проблема, заключающаяся в том, что порядка 30% больных резистентны к терапии иматинибом или же плохо переносят препарат.
Анализ причин возникновения устойчивости привел к разработке и внедрению в международную клиническую практику ИТК второго поколения, в том числе, препарата нилотиниб, доказавшего свое превосходство над иматинибом по всем параметрам, оцененным в международных клинических исследованиях. Но более эффективный препарат, к сожалению, не входит в существующие стандарты лечения, не обновлявшиеся с 2007 года. Это понятно: новейшие онкогематологические препараты представляются на первый взгляд более дорогими.
Однако стоит внимательно и рационально подсчитать перспективные затраты. Директор Института гематологии ФЦ сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова, профессор Андрей Зарицкий говорит: «Получая своевременную диагностику и современное лечение, пациенты с ХМЛ живут долго. По прогнозам, достаточно скоро продолжительность их жизни будет сопоставима с продолжительностью жизни здорового человека – в этом случае на лечение ХМЛ не хватит бюджета даже богатых стран. Но сегодня, при наличии препаратов второго поколения, в перспективе можно рассматривать вопрос о полной отмене лечения! Становится понятно: в определенном проценте случаев можно говорить о выздоровлении пациентов при стойком и длительном снижении уровня лейкемических клеток на 4-5 порядков».
По мнению профессора Анны Туркиной, ведущего научного сотрудника отделения химиотерапии лейкозов и патологии эритрона ФГУ «Гематологический научный центр» МЗСР РФ, необходимо сделать так, чтобы у врачей была возможность назначать всем нуждающимся пациентам инновационные препараты.