Вторая по величине фармацевтическая компания Польши, Polpharma, известна в России тем, что со времен существования договора СЭВ поставляет в аптеки трихопол. Теперь Polpharma собирается расширить свое присутствие на российском рынке за счет поглощения нижегородского "Нижфарма".
Польский Warsaw Business Journal опубликовал интервью с президентом Polpharma Яцеком Глинкой, который сделал сенсационное заявление, напрямую относящееся к России.
Глава фармацевтической компании сказал, что Polpharma планирует к 2007 году увеличить объем годовых продаж до $500 млн. за счет расширения присутствия на внешних рынках. "Мы надеемся, что сможем поглотить российский "Нижфарм" (частная компания сейчас готова к продаже)", — заявил журналу президент Polpharma Яцек Глинка.
Polpharma, контролируемая местным предпринимателем Иржи Стараком, специализируется на производстве готовых лекарственных препаратов для лечения гастроэнтерологических, сердечно-сосудистых, неврологических, простудных заболеваний, а также анальгетиков.
По данным The Warsaw Voice, в 2002 году оборот компании составил 809,4 млн. злотых (около $210 млн.). В Россию поляки поставляют 13 видов лекарственных препаратов, среди которых весьма популярные в прошлом трихопол, пирантел, кордафен, диакарб.
По данным компании RMBC, в прошлом году объем продаж польской компании в России составил $10,8 млн., при этом 57% аптечных продаж пришлось на трихопол.
То, что поляки заинтересовались именно "Нижфармом", вполне объяснимо: продажи компании растут, и кроме того, "Нижфарм" стала одной из немногих российских компаний, кому уже удалось перейти на стандарты GMP (good manufacturing practice).
Оборот нижегородской компании в 2002 году составлял $37 млн., а в прошлом году вырос до $47 млн., выведя компанию на четвертое место среди отечественных производителей лекарственных препаратов. Основные акционеры компании — менеджмент (52%) и структуры ЕБРР (25% акций).
Гендиректор "Нижфарма" Андрей Младенцев отказался комментировать "Профилю" заявление Глинки. Нижегородцы также наотрез отказались говорить, ведут ли они переговоры о продаже части акций "Нижфарма" с Polpharma или каким-то другим стратегическим инвестором.
По мнению аналитика UFG Алексея Кривошапко, вполне возможно, что Polpharma хочет приобрести пакет акций нижегородской компании, однако речь может идти только о пакете акций EBRD, который не даст полякам возможности контролировать российскую компанию. А менеджеры вряд ли согласятся продать свою долю Polpharma — Алексей Кривошапко считает, что для этого они слишком амбициозны.
И действительно, "Нижфарм" постоянно сам пытается поглотить какое-нибудь фармацевтическое предприятие, правда, пока безуспешно. Когда в прошлом году владельцы ICN Pharmaceuticals распродавали свои российские активы, "Нижфарм" присматривался к производственной базе этой компании, однако в результате аптеки и заводы ICN достались компании "Профит хаус".
Тем не менее Андрей Младенцев говорил, что у "Нижфарма" есть на примете три завода, которые можно было бы приобрести. По его словам, с равным успехом это могут быть предприятия в других странах, например в СНГ, России или Польше.
Возможно, Польшу Младенцев упомянул не зря. Трудно предположить, что "Нижфарм" с оборотом в $47 млн. попытается поглотить Polpharma, у которой оборот вчетверо больше.
Однако не исключено, что "Нижфарм" и Polpharma могли вести переговоры не о поглощении, а о стратегическом партнерстве.
Гендиректор "Нижфарма" не столь давно говорил в СМИ, что хотел бы увеличить объем инвестиций в свою компанию до $30 млн. в год. Для этого акционеры "Нижфарма" хотели либо получить кредиты, либо вывести акции на биржу.
Но наиболее вероятным Андрей Младенцев считал привлечение стратегического инвестора: "Я вижу, что процессы интеграции на фармрынке проходят быстрее, чем выход на публичные рынки, так как стратегический инвестор раньше, чем публика, видит успешную компанию".
Впрочем, аналитик "Атона" Алексей Языков считает: даже если сделка Polpharma с "Нижфармом" произойдет, положения обеих компаний на российском рынке это не изменит. "И та и другая компания, как и большинство восточно-европейских компаний, производят дженерики — копии известных брендов, которые может делать любой производитель после того, как истечет срок патента на бренд".
Так что даже если Polpharma и "Нижфарм" объединят усилия, революции в виде разработки брендованных препаратов ждать не стоит: на это потребуются десятки миллионов, что пока для фармацевтов непозволительная роскошь.