Родители пациентов Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей (НЦЗД) создали петицию в поддержку врачей Михаила Каабака и Надежды Бабенко, которые были уволены с 24 октября в связи с закрытием отделения трансплантологии. Оно успело проработать всего несколько месяцев. В качестве причины называют то, что в отделении использовалась схема индукционной иммуносупрессии с препаратом алемтузумаб, который показан только для лечения рассеянного склероза.
Отделение на 15 коек открылось в НЦЗД в феврале 2019 года. За это время в нем было проведено 23 трансплантации детям, 70% из них – пациентам младше пяти лет.
В июне 2019 года директора НЦЗД Андрея Фисенко вызвали в Минздрав РФ и объяснили, что в отделении допустили нарушения. В сентябре руководство НЦЗД получило устный приказ о приостановке операций, вскоре уволился завотделением трансплантологии Анатолий Попа.
Как утверждают авторы петиции, врачи работали по схеме индукционной иммуносупрессии, рекомендованной Всемирным трансплантологическим сообществом, которая позволяет увеличить работу почки на 20%, не использовать гормональную терапию после трансплантации и пересаживать почку при несовместимости.
При этом применялся препарат Лемтрада (алемтузумаб) от Genzyme (принадлежит Sanofi). Лекарство приобреталось за счет благотворительных организаций. Согласно российской инструкции, препарат показан только для лечения рассеянного склероза. По этому же направлению алемтузумаб только в сентябре 2019 года вошел в список 12 высокозатратных нозологий.
«Дело в том, что дети в таком раннем возрасте не могут принимать стандартную иммуносупрессию, которая прописана в клинических рекомендациях Минздрава. У них перестают функционировать пересаженные органы. Это лекарство применяется во всем мире для трансплантации бесплатно и off lable», – объяснила порталу «Православие и мир» Надежда Бабенко.
До конца года в отделении должны были сделать еще 20 трансплантаций, но успели провести только 4. Не менее 10 детей находятся в критическом состоянии – им срочно необходима пересадка почки. «Более 75 детей, остались без операции, и медленно умирают дома, так как ни один другой врач их не может взять на операцию. Практически 90% всех пациентов наших врачей- это те, кому отказали в остальных больницах, но которые после операции живут обычной жизнью», — говорится в петиции.