Универсальным лекарством против вирусов – хоть гриппа, хоть ВИЧ – могут стать препараты, разрабатываемые для борьбы с ожирением. Их доз, не опасных для клеток животных, достаточно, чтобы помешать вирусам строить свои оболочки.
Пока на смену вирусам не пришли прионы, первые оставались самыми маленькими инфекционными агентами. Но даже изменение места на пьедестале никак не отразилось ни на их агрессивном поведении, ни на беззащитности нашей иммунной системы перед этой страшной напастью. Самым эффективным способом защиты, по старой памяти, пока остается профилактика.
Тем же, кто не хочет заниматься купанием в проруби или пройти обычную вакцинацию, безопасность которой, кстати, всё ещё остается спорной, современная медицина, к счастью, может предложить немало.
А уже в ближайшем будущем список антивирусных препаратов может пополниться лекарствами от ожирения, а точнее, ингибиторами синтеза жирных кислот.
В отличие от других живых организмов в вирусной частице жиры не выполняют запасающую функцию и не хранят в себе сотни калорий энергии. Зато они входят в состав капсида – оболочки вируса. И, хотя в нём больше белков, чем в мембране бактериальной или эукариотической клетки, без жирных кислот там тоже не обойтись. Спрячьте в эту оболочку небольшой, но самодостаточный геном, и вы получите высокопатогенный и при этом очень простой живой организм – вирус.
Эта простота и мешает эффективному лечению, ведь мишеней для прицельной терапии у фармакологов практически нет: синтезировать антитела к изменчивым рецепторам на поверхности вириона бессмысленно, а геном надежно спрятан внутри. Вот и остается ждать момента, когда вирус уже проникнет в клетку. В зависимости от типа вируса, а точнее, от нуклеиновой кислоты, входящей в его состав, необходимо разное количество этапов для реализации его генетического материала.
Именно на этих этапах он наиболее уязвим, ведь ферменты, включающиеся в этот момент, – прекрасная мишень для фармакологических препаратов.
Джошуа Рабинович из Принстонского университета и его коллеги решили дать вирусу возможность проникнуть в клетку и даже встроить свой генетический материал в ДНК хозяина, памятуя о том, что вирус – это не только нуклеиновая кислота, но еще и оболочка, состоящая из белков, гликопротеинов и жирных кислот. Последние и стали мишенью для экспериментального лечения.
К этому авторы публикации в Nature Biotechnology пришли не сразу. Они исследовали изменение общего обмена веществ в клетках млекопитающих при поражении их цитомегаловирусом и вирусом гриппа А. Картина, наблюдающаяся при этом, достаточно логична: сначала усиливается бескислородное расщепление глюкозы, а образовавшаяся энергия идет на наработку нуклеотидных цепочек и – что немного удивило ученых – жирных кислот.
Для сборки своей оболочки вирусы пользуются нашими ферментами, так что препараты для замедления сборки жирных кислот даже не пришлось создавать заново.
Подошли лекарства против ожирения – точнее, их прообразы.
Первый этап исследования в культуре клеток in vitro не подвел экспериментаторов: в предварительно инфицированной культуре при добавлении препаратов TOFA или C75 деление вирусов остановилось, притом что клетки млекопитающих продолжали размножаться.
Другое дело, что на клеточном уровне препарат может не обладать тем токсическим действием, которое может появиться у него in vivo. На втором этапе исследования ученые ограничились введением TOFA, поскольку это вещество ранее испытывали на крысах. При концентрации препарата в крови 30 мкг/мл, хотя и наблюдалось снижение уровня триглицеридов и холестерина, крысы чувствовали себя нормально. Для полной остановки размножения цитомегаловируса достаточно концентрации 10 мкг/мл.
Несмотря на то что требуется провести еще много дополнительных испытаний как эффективности, так и безопасности, ученые не сомневаются в перспективности своей идеи.
Предлагаемый ими метод практически не зависит от типа вируса и с одинаковым успехом может применяться и при гриппе, и при ВИЧ-инфекции.
Сравнивать результативность ингибиторов синтеза жирных кислот с существующими противовирусными препаратами Рабинович не стал, но, даже если они в чем-то уступают, ничтго не мешает проводить комбинированную терапию, ведь лекарства, обладающие разными механизмами действия, будут только дополнять друг друга.
Ученые даже надеются в скором времени найти применение своим открытиям в лечении рака: ведь перестройки обмена веществ в опухолевой клетке очень сильно напоминают им вирусную инфекцию.