Он продлится до 5 ноября, результаты будут опубликованы до 15 ноября. Консолидированные итоги первого года реализации федерального проекта будут объявлены на Национальном конгрессе по экспорту медицинских услуг, который состоится в «Экспоцентре» 3 декабря.
В кулуарах отраслевых совещаний даже представители Минздрава называют федеральный проект по экспорту медуслуг «кашей из топора». Совокупный пятилетний бюджет госпрограммы в 30 млн рублей не дотягивает и до 1% общего объема финансирования нацпроекта «Здравоохранение». При этом экспортный раздел нацпроекта предполагает решение целого ряда масштабных задач, среди которых разработка коммуникационных мероприятий по информированности иностранных граждан о преимуществах российских клиник, создание системы мониторинга оказанных иностранцам медуслуг и многое другое.
Тем не менее регуляторы попытались обустроить для исполнителей проекта стартовую площадку. В структуре «Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения» (ЦНИИОИЗ) Минздрава РФ был создан профильный Координирующий центр, на государственную инициативу откликнулся 71 регион – каждый из них написал паспорт экспорта медицинских услуг, начал собирать статистику привлечения иностранцев и запустил промо-кампанию по наращиванию потока пациентов из-за рубежа.
Координирующий центр ЦНИИОИЗ запустил специальный портал russiamedtravel.ru, который должен стать официальным каналом продвижения российских клиник за рубежом, и разработал для них чек-лист по проверке компетенций, необходимых для привлечения иностранцев.
С другой стороны, уже первый год реализации вскрыл проблемы, угрожающие достижению целевых параметров экспортной госпрограммы. Летом 2019 года Генпрокуратура РФ предписала одному из передовых учреждений по работе с иностранцами – НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина – прекратить сотрудничество с компанией «Русский доктор», которая до этого около года привлекала в центр зарубежных пациентов. Представители надзорного ведомства посчитали, что партнеры, вопреки требованиям 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», завысили стоимость платных услуг относительно тарифов ОМС и допустили другие серьезные нарушения.
Юристы и отраслевые эксперты в свою очередь считают, что внимание прокуратуры вызвали критические пробелы в нормативно-правовой базе, описывающей взаимоотношения клиники и ассистанс-оператора. Выполнению госпрограммы действительно может помешать неразрешенность целого ряда вопросов, среди которых формирование корректной системы сбора статистики, прозрачности деятельности российских клиник для иностранцев, отсутствие системы страхования ответственности врачей, работающих с иностранными пациентами и многое другое.