За январь-май 2024 г. на розничном рынке в обращении находилось почти 8,4 тыс. торговых марок разных производителей. При этом только 553 (6,6%) из этих брендов присутствует в ассортименте более половины аптек страны (индекс дистрибуции более 50%), сообщает RNC Pharma. За анализируемый период у 22% торговых марок повысилась представленность в аптеках, примерно 200 торговых марок в анализируемом периоде увеличили своё присутствие более чем на 5 процентных единиц, и только девять из них более чем на 20 единиц. При этом индекс дистрибуции остается практически неизменным (индекс дистрибуции — выраженное в процентах отношение точек продаж, в которых был реализован конкретный товар, к общему количеству точек за период хорошо представленных препаратов, лидирующих на рынке по этому показателю).
Среди лидирующих продуктов по росту индекса дистрибуции фигурируют торговые марки, поставки которых ранее были временно приостановлены или которые сталкивались с перебоями в отгрузках. Подобные проблемы наблюдались у пробиотика Хилак Форте от «Тева» и антидепрессанта Золофт от «Виатрис». В начале прошлого года бренд Хилак Форте продавался всего лишь в 8,1% аптек страны, спустя год индекс вырос до 77,3%. Индекс дистрибуции антидепрессанта Золофт упал в первые пять месяцев 2023 г до 1,1%, а в январе-мае текущего года препарат уже можно было обнаружить в 44,1% аптек. В ТОР-15 было еще несколько подобных примеров, например, средство, применяемое при кашле Проспан и антибиотик Панклав. Торговая марка Проспан, по данным Росздравнадзора, со второй половины 2020 г. по апрель 2023 г. вовсе не поступала в обращение.
В рейтинг вошли бренды, которые относительно недавно появились на российском рынке и активно наращивали своё присутствие. К таким лончам, можно отнести нестероидный противовоспалительный препарат Долгитблок от компании «Долоргит». Вследствие небольших объёмов рынка препарата на старте продаж индекс дистрибуции был очень низким (0,5%), но в начале этого года он повысился до 62,5%. Два препарата со значительным ростом индекса дистрибуции от компании «Биннофарм» Лоротрицин и Ринобакт, применяются для лечения ЛОР-заболеваний. У первого индекс вырос на 39,3 в абсолютных значениях, у второго на 27,3. В топе большая часть препаратов представлена российскими брендами, отечественные компании производят 9 из 15 продуктов с максимальными показателями роста индекса. Есть примеры как недавних лончей, скажем препарат Ниатира от «Гротекс», так и относительно «старых» продуктов, например, Эйфа АЦ от «Обновление», который представлен на рынке с 2019 г.
Повышение уровня дистрибуции закономерно увеличивает продажи препарата. Так, натуральный объём продаж бренда Хилак Форте в январе-мае 2024 г. вырос почти в 18 раз, Долгитблок выросли более чем в 1000 раз. Препарат Золофт в аптечном сегменте приобрели в 319 раз больше, чем в январе-мае 2023 г.
За январь-май 2024 г. на розничном рынке в обращении находилось почти 8,4 тыс. торговых марок разных производителей. При этом только 553 (6,6%) из этих брендов присутствует в ассортименте более половины аптек страны (индекс дистрибуции более 50%), сообщает RNC Pharma. За анализируемый период у 22% торговых марок повысилась представленность в аптеках, примерно 200 торговых марок в анализируемом периоде увеличили своё присутствие более чем на 5 процентных единиц, и только девять из них более чем на 20 единиц. При этом индекс дистрибуции остается практически неизменным (индекс дистрибуции — выраженное в процентах отношение точек продаж, в которых был реализован конкретный товар, к общему количеству точек за период хорошо представленных препаратов, лидирующих на рынке по этому показателю).
Среди лидирующих продуктов по росту индекса дистрибуции фигурируют торговые марки, поставки которых ранее были временно приостановлены или которые сталкивались с перебоями в отгрузках. Подобные проблемы наблюдались у пробиотика Хилак Форте от «Тева» и антидепрессанта Золофт от «Виатрис». В начале прошлого года бренд Хилак Форте продавался всего лишь в 8,1% аптек страны, спустя год индекс вырос до 77,3%. Индекс дистрибуции антидепрессанта Золофт упал в первые пять месяцев 2023 г до 1,1%, а в январе-мае текущего года препарат уже можно было обнаружить в 44,1% аптек. В ТОР-15 было еще несколько подобных примеров, например, средство, применяемое при кашле Проспан и антибиотик Панклав. Торговая марка Проспан, по данным Росздравнадзора, со второй половины 2020 г. по апрель 2023 г. вовсе не поступала в обращение.
В рейтинг вошли бренды, которые относительно недавно появились на российском рынке и активно наращивали своё присутствие. К таким лончам, можно отнести нестероидный противовоспалительный препарат Долгитблок от компании «Долоргит». Вследствие небольших объёмов рынка препарата на старте продаж индекс дистрибуции был очень низким (0,5%), но в начале этого года он повысился до 62,5%. Два препарата со значительным ростом индекса дистрибуции от компании «Биннофарм» Лоротрицин и Ринобакт, применяются для лечения ЛОР-заболеваний. У первого индекс вырос на 39,3 в абсолютных значениях, у второго на 27,3. В топе большая часть препаратов представлена российскими брендами, отечественные компании производят 9 из 15 продуктов с максимальными показателями роста индекса. Есть примеры как недавних лончей, скажем препарат Ниатира от «Гротекс», так и относительно «старых» продуктов, например, Эйфа АЦ от «Обновление», который представлен на рынке с 2019 г.
Повышение уровня дистрибуции закономерно увеличивает продажи препарата. Так, натуральный объём продаж бренда Хилак Форте в январе-мае 2024 г. вырос почти в 18 раз, Долгитблок выросли более чем в 1000 раз. Препарат Золофт в аптечном сегменте приобрели в 319 раз больше, чем в январе-мае 2023 г.