Recipe.Ru

Оказание услуг по долговременному уходу закрепят в федеральном законодательстве

Оказание услуг по долговременному уходу закрепят в федеральном законодательстве


Основанием для разработки законопроекта стал указ президента РФ Владимира Путина от мая 2024 года, определяющий национальные цели развития России на период до 2030 года. В числе ключевых ориентиров документа – расширение охвата системой долговременного ухода. К 2030 году планируется, что не менее 500 тысяч пожилых граждан и людей с инвалидностью будут получать соответствующие услуги на регулярной основе. Данный показатель закреплен в нацпроекте «Семья» и будет реализовываться через региональные системы долговременного ухода.


Законопроект вводит ключевые понятия, формирующие основу новой модели долговременного ухода на федеральном уровне. В частности, определяются термины «долговременный уход», «социальные услуги по уходу» и «социальный пакет долговременного ухода». Под долговременным уходом понимается индивидуально подобранный комплекс социальных услуг и сопровождения, направленный на поддержку здоровья, функциональности, социальных связей и качества жизни граждан, утративших способность к самообслуживанию. Эти положения обеспечивают единый подход к формированию системы в субъектах РФ и служат основой для стандартизации услуг на всей территории страны.


Документ предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и отражает наработки, полученные в ходе реализации пилотных решений. Законопроект детализирует порядок предоставления долговременного ухода, определяет круг получателей, объемы и виды предоставляемых услуг, а также механизмы финансирования и контроля.


Согласно сводному отчету, сопровождающему проект, посторонний уход в России требуется 4,1 млн человек. По предварительным оценкам Минтруда, в результате оценки индивидуальной потребности в уходе 2,3 млн человек будут признаны нуждающимися. Из них более 1,6 млн – те, кто потенциально будет получать услуги вне стационарных учреждений.


Социальный пакет долговременного ухода будет включать до 50 видов услуг по гигиене, питанию, мобильности, здоровью и поддержке социального функционирования. Объем предоставляемых услуг будет зависеть от уровня нуждаемости: до 14 часов в неделю при частичной утрате способности к самообслуживанию, до 21 часа – при значительной, и до 28 часов – при полной утрате. Все услуги по соцпакету будут предоставляться бесплатно. Это прямо закреплено в статье 31 законопроекта, которая дополняется положением о безвозмездности услуг долговременного ухода.


Порядок обращения за получением таких услуг также законодательно фиксируется. Согласно обновленной статье 14 закона, заявление может быть подано в электронном виде – через портал госуслуг или региональные платформы с использованием электронной подписи. Также предусмотрена возможность личного обращения, подачи заявления через МФЦ, а в ряде случаев – направление обращения другими гражданами, организациями или государственными органами в интересах нуждающегося.


Предусматривается также гибкий механизм реализации на уровне субъектов РФ. Услуги могут оказываться как с софинансированием из федерального бюджета, так и исключительно за счет региональных средств. При этом субъекты вправе определять дополнительные условия и стандарты, если они финансируют оказание услуг самостоятельно.


Законопроект также содержит нормы, направленные на обеспечение прозрачности и доступности информации о порядке оказания социальных услуг. Поставщики будут обязаны размещать соответствующую информацию на своих сайтах. По расчетам, исполнение этого требования не окажет значительной нагрузки: затраты на шесть лет составят около 949 тысяч рублей на все 1 599 негосударственных организаций, действующих в данной сфере.


Согласно данным федерального контроля, в 2024 году в 33% проверок организаций выявлены нарушения, связанные с отсутствием открытой информации для граждан. Новый законопроект призван решить и эту проблему.


Вступление закона в силу в случае утверждения запланировано на 1 января 2027 года. Этот переходный период обеспечит готовность негосударственных организаций социального обслуживания к исполнению новых требований. Публичное обсуждение проекта проходит с 1 по 7 августа 2025 года.


На фоне подготовки законопроекта о долговременном уходе внимание правительства сосредоточено и на других аспектах устойчивой помощи гражданам с утратой самообслуживания. Вице-премьер Татьяна Голикова на заседании Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов поручила Минздраву совместно с Минтрудом провести углубленный анализ причин инвалидности у взрослого населения – в том числе по стадиям и локализации злокачественных новообразований, а также оценить динамику этих показателей за последние пять лет.


Основанием для разработки законопроекта стал указ президента РФ Владимира Путина от мая 2024 года, определяющий национальные цели развития России на период до 2030 года. В числе ключевых ориентиров документа – расширение охвата системой долговременного ухода. К 2030 году планируется, что не менее 500 тысяч пожилых граждан и людей с инвалидностью будут получать соответствующие услуги на регулярной основе. Данный показатель закреплен в нацпроекте «Семья» и будет реализовываться через региональные системы долговременного ухода.


Законопроект вводит ключевые понятия, формирующие основу новой модели долговременного ухода на федеральном уровне. В частности, определяются термины «долговременный уход», «социальные услуги по уходу» и «социальный пакет долговременного ухода». Под долговременным уходом понимается индивидуально подобранный комплекс социальных услуг и сопровождения, направленный на поддержку здоровья, функциональности, социальных связей и качества жизни граждан, утративших способность к самообслуживанию. Эти положения обеспечивают единый подход к формированию системы в субъектах РФ и служат основой для стандартизации услуг на всей территории страны.


Документ предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и отражает наработки, полученные в ходе реализации пилотных решений. Законопроект детализирует порядок предоставления долговременного ухода, определяет круг получателей, объемы и виды предоставляемых услуг, а также механизмы финансирования и контроля.


Согласно сводному отчету, сопровождающему проект, посторонний уход в России требуется 4,1 млн человек. По предварительным оценкам Минтруда, в результате оценки индивидуальной потребности в уходе 2,3 млн человек будут признаны нуждающимися. Из них более 1,6 млн – те, кто потенциально будет получать услуги вне стационарных учреждений.


Социальный пакет долговременного ухода будет включать до 50 видов услуг по гигиене, питанию, мобильности, здоровью и поддержке социального функционирования. Объем предоставляемых услуг будет зависеть от уровня нуждаемости: до 14 часов в неделю при частичной утрате способности к самообслуживанию, до 21 часа – при значительной, и до 28 часов – при полной утрате. Все услуги по соцпакету будут предоставляться бесплатно. Это прямо закреплено в статье 31 законопроекта, которая дополняется положением о безвозмездности услуг долговременного ухода.


Порядок обращения за получением таких услуг также законодательно фиксируется. Согласно обновленной статье 14 закона, заявление может быть подано в электронном виде – через портал госуслуг или региональные платформы с использованием электронной подписи. Также предусмотрена возможность личного обращения, подачи заявления через МФЦ, а в ряде случаев – направление обращения другими гражданами, организациями или государственными органами в интересах нуждающегося.


Предусматривается также гибкий механизм реализации на уровне субъектов РФ. Услуги могут оказываться как с софинансированием из федерального бюджета, так и исключительно за счет региональных средств. При этом субъекты вправе определять дополнительные условия и стандарты, если они финансируют оказание услуг самостоятельно.


Законопроект также содержит нормы, направленные на обеспечение прозрачности и доступности информации о порядке оказания социальных услуг. Поставщики будут обязаны размещать соответствующую информацию на своих сайтах. По расчетам, исполнение этого требования не окажет значительной нагрузки: затраты на шесть лет составят около 949 тысяч рублей на все 1 599 негосударственных организаций, действующих в данной сфере.


Согласно данным федерального контроля, в 2024 году в 33% проверок организаций выявлены нарушения, связанные с отсутствием открытой информации для граждан. Новый законопроект призван решить и эту проблему.


Вступление закона в силу в случае утверждения запланировано на 1 января 2027 года. Этот переходный период обеспечит готовность негосударственных организаций социального обслуживания к исполнению новых требований. Публичное обсуждение проекта проходит с 1 по 7 августа 2025 года.


На фоне подготовки законопроекта о долговременном уходе внимание правительства сосредоточено и на других аспектах устойчивой помощи гражданам с утратой самообслуживания. Вице-премьер Татьяна Голикова на заседании Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов поручила Минздраву совместно с Минтрудом провести углубленный анализ причин инвалидности у взрослого населения – в том числе по стадиям и локализации злокачественных новообразований, а также оценить динамику этих показателей за последние пять лет.

Exit mobile version