Понедельник, 27 октября 2025
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
  • Вход
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
Нет результата
Просмотреть все результаты
Главная Новости Новости медицины и фармации

«Одобренные Госдумой клинические рекомендации – жалкая тень проекта Минздрава»

22.01.2019
в Новости медицины и фармации

ywAAAAAAQABAAACAUwAOw==Профессор НИУ «Высшая школа экономики», вице-президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов уверен, что 20 лет назад клинические рекомендации задумывались как масштабный проект, который должен был систематизировать и упростить работу врача. За годы подготовки Минздрав так и не разработал национальную методологию составления КР, а сам проект так преобразился, что только образовал очередное препятствие на пути развития здравоохранения, превратившись лишь в тень того, что задумывалось.

 

Программу работ назвали «стандартизацией», учредили лабораторию, должности в Минздраве. Вскоре появились первые методические и практические стандарты ведения больных (те же клинические рекомендации). Участники программы до сих пор играют заметную роль в зарождающейся оценке медицинских технологий.

Но затем издали закон о техническом регулировании, а вместо Минздрава «случился» Минздравсоцразвития во главе с Татьяной Голиковой, взявшейся наводить порядок в соответствии со своими представлениями. Так российская медицина обогатилась «порядками оказания медицинской помощи» и «стандартами» в виде табличек с указанием, чего и сколько надо среднему больному дать. Эти новации были внедрены в 2011 году в новый закон о здравоохранении, и с той поры начались попытки преодолеть эти неуклюже созданные препятствия. Собственно, начались они, еще когда Татьяна Голикова руководила Минздравсоцразвития.

Думаю, ей именно заместитель по медицине Вероника Скворцова подсказала, что надо повысить роль клинических рекомендаций, создаваемых медицинскими профессиональными обществами, а стандарты опустить до роли финансовых (плановых) инструментов. Реализовать это пришлось самой Скворцовой в многолетних попытках придать клиническим рекомендациям роль документов, предписывающих содержание помощи, структурировать процесс их создания, основать на них критерии оценки качества медицинской помощи. Но поправки в Федеральный закон № 323 ФЗ, недавно одобренные Госдумой РФ, есть лишь жалкая тень того проекта, который разрабатывал Минздрав.

Положенная в основу идея была проста и понятна: врачебные ассоциации, как везде в мире, разрабатывают рекомендации – документы, предписывающие наилучший способ оказания помощи при отдельных заболеваниях и состояниях; на их основе министерством создаются стандарты как инструмент финансового планирования и контроля и критерии качества помощи как инструмент управления качеством помощи. Наконец, появлялась возможность не по мнению начальства, а с применением обоснованных критериев оценивать работу врача. А не выполняющего положений клинических рекомендаций административно наказывать, в том числе отстраняя от оказания помощи для защиты больных от некомпетентного работника.

По мере совершенствования проекта поправок к закону появились еще плодотворные идеи. Например, сегодня медицинские организации обязаны работать в соответствии с порядками оказания помощи. Но жизнь богаче даже хорошего документа. Недоношенный новорожденный может появиться в участковой больнице, где для этого нет условий, предусмотренных соответствующим «порядком». Поэтому проект содержал положение, в соответствии с которым медицинская организация может иметь внутренние документы – протоколы, – предписывающие наилучший способ оказания помощи в случаях, когда предусмотренная клиническими рекомендациями и порядками оказания помощь не может быть оказана. Увы, в процессе работы над проектом в тексте появилось совершенно нереалистичное положение о том, что каждая медицинская организация должна иметь протоколы на каждый вариант оказания помощи, предписанный клиническими рекомендациями.

Это крайнее проявление идеи суперконтроля: на все действия писаное правило, за невыполнение – ответственность врача… Неудивительно, что это положение из законопроекта исчезло. А вместе с ним исчезло и все, касающееся ответственности за выполнение положений клинических рекомендаций.

На первый взгляд это освободило врача. Но в действительности отсутствие административной ответственности уже сегодня ведет к широкой практике уголовного преследования.

Центральная идея – использовать клинические рекомендации, разработанные врачебными организациями, для предписания содержания, объема помощи и ее стоимости – тоже оказалась плохо реализованной в законе, о чем предупреждали разные специалисты до одобрения закона и повторяют это сейчас. После всех испробованных вариантов формулировки требование оказывать помощь «на основе клинических рекомендаций… (и) с учетом стандартов …» остается неопределенным. Это сохраняет ситуацию безответственности и произвола.

Еще важнее, что закон некорректно решил проблему разработки рекомендаций. В демократических странах врачебные организации сами определяют, какие рекомендации разрабатывать, исходя из важности проблемы и наличия новых данных для обновления рекомендаций. Количество разрабатываемых обществами рекомендаций невелико, поскольку это объемная, ответственная работа, которую надо выполнять в соответствии с международно признанной методологией.

Госдума утвердила закон, который министерству отдает право и обязанность выбирать, какие рекомендации нужно разрабатывать, в какие сроки и даже принимать у общественных организаций сделанную ими работу. Более того, министерство будет выбирать, с какой организацией иметь дело. Это положение закона вмешивается в свободу общественных организаций и распространяет вертикаль управления туда, где ей делать нечего и для чего у министерства нет адекватных инструментов. При этом Минздрав за годы работы над этой идеей, которая стала законом, так и не удосужился подготовить национальную методологию создания клинических рекомендаций, и поэтому врачебные сообщества будут разрабатывать их по мере сил и на свое усмотрение.

Назову лишь одну большую проблему методологии. По международным стандартам клинические рекомендации должны разрабатываться междисциплинарными рабочими группами, то есть не специалистами одного профиля, например, эндокринологами, а вместе с медсестрами, врачами общей практики, хирургами, представителями пациентов. Нетрудно догадаться, что министерством будут избраны те врачебные организации, где бессменными президентами являются главные специалисты Минздрава. В результате содержание рекомендаций будет в пользу предпочтений этих специалистов или в угоду избранной министерством политики. Примеров этого уже сегодня достаточно, и теперь станет еще больше.

Поправки к закону о здравоохранении лишь образовали очередную загогулину на непрямом пути развития российского здравоохранения.

Автор: профессор НИУ «Высшая школа экономики», вице-президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов, Независимая газета

ywAAAAAAQABAAACAUwAOw==Профессор НИУ «Высшая школа экономики», вице-президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов уверен, что 20 лет назад клинические рекомендации задумывались как масштабный проект, который должен был систематизировать и упростить работу врача. За годы подготовки Минздрав так и не разработал национальную методологию составления КР, а сам проект так преобразился, что только образовал очередное препятствие на пути развития здравоохранения, превратившись лишь в тень того, что задумывалось.

 

Программу работ назвали «стандартизацией», учредили лабораторию, должности в Минздраве. Вскоре появились первые методические и практические стандарты ведения больных (те же клинические рекомендации). Участники программы до сих пор играют заметную роль в зарождающейся оценке медицинских технологий.

Но затем издали закон о техническом регулировании, а вместо Минздрава «случился» Минздравсоцразвития во главе с Татьяной Голиковой, взявшейся наводить порядок в соответствии со своими представлениями. Так российская медицина обогатилась «порядками оказания медицинской помощи» и «стандартами» в виде табличек с указанием, чего и сколько надо среднему больному дать. Эти новации были внедрены в 2011 году в новый закон о здравоохранении, и с той поры начались попытки преодолеть эти неуклюже созданные препятствия. Собственно, начались они, еще когда Татьяна Голикова руководила Минздравсоцразвития.

Думаю, ей именно заместитель по медицине Вероника Скворцова подсказала, что надо повысить роль клинических рекомендаций, создаваемых медицинскими профессиональными обществами, а стандарты опустить до роли финансовых (плановых) инструментов. Реализовать это пришлось самой Скворцовой в многолетних попытках придать клиническим рекомендациям роль документов, предписывающих содержание помощи, структурировать процесс их создания, основать на них критерии оценки качества медицинской помощи. Но поправки в Федеральный закон № 323 ФЗ, недавно одобренные Госдумой РФ, есть лишь жалкая тень того проекта, который разрабатывал Минздрав.

Положенная в основу идея была проста и понятна: врачебные ассоциации, как везде в мире, разрабатывают рекомендации – документы, предписывающие наилучший способ оказания помощи при отдельных заболеваниях и состояниях; на их основе министерством создаются стандарты как инструмент финансового планирования и контроля и критерии качества помощи как инструмент управления качеством помощи. Наконец, появлялась возможность не по мнению начальства, а с применением обоснованных критериев оценивать работу врача. А не выполняющего положений клинических рекомендаций административно наказывать, в том числе отстраняя от оказания помощи для защиты больных от некомпетентного работника.

По мере совершенствования проекта поправок к закону появились еще плодотворные идеи. Например, сегодня медицинские организации обязаны работать в соответствии с порядками оказания помощи. Но жизнь богаче даже хорошего документа. Недоношенный новорожденный может появиться в участковой больнице, где для этого нет условий, предусмотренных соответствующим «порядком». Поэтому проект содержал положение, в соответствии с которым медицинская организация может иметь внутренние документы – протоколы, – предписывающие наилучший способ оказания помощи в случаях, когда предусмотренная клиническими рекомендациями и порядками оказания помощь не может быть оказана. Увы, в процессе работы над проектом в тексте появилось совершенно нереалистичное положение о том, что каждая медицинская организация должна иметь протоколы на каждый вариант оказания помощи, предписанный клиническими рекомендациями.

Это крайнее проявление идеи суперконтроля: на все действия писаное правило, за невыполнение – ответственность врача… Неудивительно, что это положение из законопроекта исчезло. А вместе с ним исчезло и все, касающееся ответственности за выполнение положений клинических рекомендаций.

На первый взгляд это освободило врача. Но в действительности отсутствие административной ответственности уже сегодня ведет к широкой практике уголовного преследования.

Центральная идея – использовать клинические рекомендации, разработанные врачебными организациями, для предписания содержания, объема помощи и ее стоимости – тоже оказалась плохо реализованной в законе, о чем предупреждали разные специалисты до одобрения закона и повторяют это сейчас. После всех испробованных вариантов формулировки требование оказывать помощь «на основе клинических рекомендаций… (и) с учетом стандартов …» остается неопределенным. Это сохраняет ситуацию безответственности и произвола.

Еще важнее, что закон некорректно решил проблему разработки рекомендаций. В демократических странах врачебные организации сами определяют, какие рекомендации разрабатывать, исходя из важности проблемы и наличия новых данных для обновления рекомендаций. Количество разрабатываемых обществами рекомендаций невелико, поскольку это объемная, ответственная работа, которую надо выполнять в соответствии с международно признанной методологией.

Госдума утвердила закон, который министерству отдает право и обязанность выбирать, какие рекомендации нужно разрабатывать, в какие сроки и даже принимать у общественных организаций сделанную ими работу. Более того, министерство будет выбирать, с какой организацией иметь дело. Это положение закона вмешивается в свободу общественных организаций и распространяет вертикаль управления туда, где ей делать нечего и для чего у министерства нет адекватных инструментов. При этом Минздрав за годы работы над этой идеей, которая стала законом, так и не удосужился подготовить национальную методологию создания клинических рекомендаций, и поэтому врачебные сообщества будут разрабатывать их по мере сил и на свое усмотрение.

Назову лишь одну большую проблему методологии. По международным стандартам клинические рекомендации должны разрабатываться междисциплинарными рабочими группами, то есть не специалистами одного профиля, например, эндокринологами, а вместе с медсестрами, врачами общей практики, хирургами, представителями пациентов. Нетрудно догадаться, что министерством будут избраны те врачебные организации, где бессменными президентами являются главные специалисты Минздрава. В результате содержание рекомендаций будет в пользу предпочтений этих специалистов или в угоду избранной министерством политики. Примеров этого уже сегодня достаточно, и теперь станет еще больше.

Поправки к закону о здравоохранении лишь образовали очередную загогулину на непрямом пути развития российского здравоохранения.

Автор: профессор НИУ «Высшая школа экономики», вице-президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов, Независимая газета

Пред.

В России приступили к тестированию отечественного нейроинтерфейса «Нейрочат»

След.

Неврологи пролили свет на появление приступов после травмы головы

СвязанныеСообщения

мобильный мониторинг хронических заболеваний признан экономически оправданным
Новости медицины и фармации

мобильный мониторинг хронических заболеваний признан экономически оправданным

27.10.2025
Порядок оказания медпомощи по акушерству и гинекологии существенно обновится
Новости медицины и фармации

Порядок оказания медпомощи по акушерству и гинекологии существенно обновится

27.10.2025
ИИ-модель бельгийского стартапа анализирует 10 млрд молекул в день для создания лекарств
Новости медицины и фармации

ИИ-модель бельгийского стартапа анализирует 10 млрд молекул в день для создания лекарств

27.10.2025
След.
Неврологи пролили свет на появление приступов после травмы головы

Неврологи пролили свет на появление приступов после травмы головы

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Товары

  • Diagnostic Imaging Expert Diagnostic Imaging Expert 479 ₽
  • American Academy of Ophthalmology’s Ophthalmic Images CD-ROM American Academy of Ophthalmology's Ophthalmic Images CD-ROM 342 ₽
  • Journal of Antibiotics 1985-2009 Journal of Antibiotics 1985-2009 684 ₽
  • Atlas of Clinical Rheumatology Atlas of Clinical Rheumatology 342 ₽

Товары

  • Cranial trauma in the Adult Cranial trauma in the Adult 205 ₽
  • Для студентов медицинских ВУЗов, лечебный факультет. Анатомия, ф Для студентов медицинских ВУЗов, лечебный факультет. Анатомия, ф 342 ₽
  • Pathology Books 2 Pathology Books 2 342 ₽
  • Biophysics Books 2 Biophysics Books 2 342 ₽
  • 1st MTP Joint Hemi-Arthroplasty utilizing the AnaToemic Prosthes 1st MTP Joint Hemi-Arthroplasty utilizing the AnaToemic Prosthes 411 ₽

Метки

AstraZeneca FDA RNC Pharma Алексей Водовозов ВОЗ Вакцина Заметки врача Лекарства Минздрав Москва Подкасты Производство Слушать подкасты бесплатно онлайн ФАС вакцинация вакцинация от коронавирусной инфекции видеолекции дети исследование исследования клинические исследования книги для врачей коронавирус коронавирус 2019 коронавирус 2021 коронавирусная инфекция мероприятия новости Remedium новости медицины онкология опрос подкаст продажи разработка рак регистрация рост рынок лекарств сделка слушать подкаст онлайн статьи для врачей сша фармацевтика фармация фармрынок РФ

Свежие записи

  • мобильный мониторинг хронических заболеваний признан экономически оправданным
  • Порядок оказания медпомощи по акушерству и гинекологии существенно обновится
  • ИИ-модель бельгийского стартапа анализирует 10 млрд молекул в день для создания лекарств
  • Срок аккредитации организаций для предварительной экспертизы изобретений сокращен
  • «Честный знак» обещает расширить перечень поставщиков модулей проверки маркировки
  • О нас
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Вход
Нет результата
Просмотреть все результаты
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Go to mobile version