За май 2020 года в городе на Неве умерло на треть больше человек, чем в мае 2019-го. Избыточная смертность в девять раз превысила показатель летальных исходов от коронавируса. Наиболее вероятная причина — неполный учет смертей от последнего. Данные по Северной столице указывают на то, что смертность в Москве в этом мае также будет необычайно высокой.
Комитет по делам записи актов гражданского состояния Санкт-Петербурга опубликовал данные по числу смертей от всех причин за май 2020 года. Умерших там за этот период было 6427, а в мае 2019 года — 4875 человек. Превышение составило 1552 человека, или 31,8%. Это очень серьезный всплеск смертности: в 2011-2019 годах ни один из месяцев не давал столь большой цифры. Средняя месячная смертность такого высокого уровня отмечалась в городе на Неве только в 1990-х и начале 2000-х — в условиях радикально меньшей продолжительности жизни, связанной с известными процессами в стране.
Следует отметить, что смертность серьезно колеблется от месяца к месяцу и в обычной ситуации — когда нет никакой эпидемии. Но подобные колебания имеют достаточно четкую привязку: пик смертности обычно приходится на наиболее холодные месяцы года. Например, в январе 2019-го в Санкт-Петербурге умерли 5592 человека, а в мае — только 4875. То есть январская смертность была выше майской на 14,7%.
Нынешний майский всплеск нельзя объяснить холодной погодой. Хотя в Санкт-Петербурге было несколько прохладнее климатической нормы, но не настолько: отклонение от нее составило лишь 1,3 °С. В мае 2018 года средняя температура за месяц была на 1,9 °С ниже нормы, то есть холоднее, чем в 2020-м, но смертность мая-2018 была лишь 5092 человека. Иными словами, аномальные смерти нынешнего мая в основном не могут быть отнесены к погодным факторам.
К сожалению, городской комитет здравоохранения Санкт-Петербурга, в отличие от коллег из Департамента здравоохранения города Москвы, не считает нужным оперативно публиковать разбивку смертности по причинам. Поэтому пока невозможно понять, какая часть майской избыточной смертности пришлась на те или иные болезни.
Однако из выступления губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова известно, что в городе наблюдается вспышка того, что местные врачи диагностируют как «внебольничные пневмонии». По его словам, с 1 марта по 13 мая 2020 года от нее погибли 694 человека. На то же число 63 жителя города, по официальным данным, умерли от коронавируса.
Смертность от внебольничных пневмоний в Северной столице в норме не превышает 700 человек в год. Даже в холодные месяцы их число редко достигает цифры выше 100 в месяц. Из этого очевидно, что подавляющее большинство смертей от внебольничной пневмонии в Санкт-Петербурге весной этого года — случаи аномальные, иной природы, чем в обычные годы.
Похожая, хотя и более слабая ситуация наблюдалась там весной 2016 года: тогда на 25 апреля от внебольничных пневмоний погибли 452 человека, дав аномальный всплеск по этой графе смертности. В тот раз причиной аномалии мог быть сильный всплеск гриппа, по времени совпавший с пневмонийными смертями.
Самое вероятное объяснение очень высокой смертности от «внебольничных пневмоний» в городе на Неве сейчас — некорректная диагностика. В таких случаях человек в действительности поражен Covid-19 и умирает от него же, но, поскольку ПЦР-тест дал отрицательный результат, его записали в жертвы внебольничной пневмонии, а не Covid-19.
Вероятно, следует говорить о сильнейшем недоучете и проблемах с диагностикой коронавируса в Санкт-Петербурге. В апреле 2020-го в Москве аномальный всплеск смертности был 19% (более 1830 человек), из которых от коронавируса скончались 636 больных, плюс еще 169 имели отрицательный тест на коронавирус, но по итогам вскрытий их признали умершим от Covid-19.
В Северной столице для мая этого года аномальная смертность оказалась 1552 человека, но официально от Covid-19 умер только 171 человек. По всей видимости, диагностика новой болезни в Санкт-Петербурге находится на более низком уровне, чем в Москве.