Суббота, 20 декабря 2025
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
  • Вход
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
Нет результата
Просмотреть все результаты
Главная Новости Новости медицины и фармации

Нейрофизиология музыкального восприятия: несколько слов о музыкальном «оргазме»

23.05.2017
в Новости медицины и фармации
Нередко от меломанов приходится слышать о том, что они получили настоящий «оргазм» от какого-то альбома или живого выступления. В свете результатов некоторых нейробиологических исследований, проводившиеся в последние 2 десятилетия, подобные сравнения перестают казаться чересчур эмоциональными и гротескными. Погружение в эту тему навело меня на мысль о том, что лозунг «sex, drugs and rock`n`roll» — это не только три заповеди гедониста-шестидесятника, но ещё и 3 грани одного и того же физиологического процесса.

Нейрофизиология музыкального восприятия: несколько слов о музыкальном «оргазме»
Сегодня появляется немало публикаций, которые посвящены влиянию музыки на психику, но в подавляющем большинстве в них оцениваются психологические эффекты от прослушивания тех или иных жанров (произведений), или возможности использования музыки в психотерапевтических целях. Исследования же нейрофизиологических процессов, которые обуславливают подобное влияние музыки, обычно находятся в фокусе внимания научных изданий и небольшого круга специалистов.

В этом посте я расскажу об одном из исследований удовольствия от музыки, этапах восприятия музыкального произведения, и о том, какие именно процессы лежат в основе получения удовольствия от музыки. В качестве основы для этой статьи я использовал несколько публикаций журнала Since, а также небольшой личный багаж знаний по нейропсихологии.

МРТ во время оценки треков

Внушительное количество данных о процессах оценки музыкального произведения были получены в результате совместного эксперимента проведенного Монреальским неврологическим институтом, институтом Ротмана и Университетом Макгилла (лаборатория и клиника The Neuro). Результаты исследования показали, что именно происходит в головном мозге при оценке музыкального произведения.

Испытуемым предлагали прослушать композицию, которую они раньше не слышали, субъективно её оценить, а также решить вопрос, о приобретении этого произведения, указав сумму, которую они могут на него потратить. В ходе эксперимента участники прослушали 60 разножанровых треков, в то время как данные об активности и состоянии их мозга получал магнитно-резонансный томограф (для эксперимента использовалась программа, интерфейс которой напоминал itunes).

Как выяснилось, активность определённых структур головного мозга позволяет почти безошибочно определить, нравится ли участнику музыка и готов ли он приобрести понравившийся трек. Известно, что ожидания, которые могут принести удовольствие формируются прилежащим ядром полосатого тела. Как подтвердил эксперимент – это правило в полной мере действует и для удовольствия от музыки.

Интересно, что прилежащее ядро является той частью лимбической системы, которая контролирует т.н. дофаминовый ответ на подавлющее большинство раздражителей. Дофамин – нейромедиатор, играющий ключевую роль в формировании чувства удовольствия. В случае с музыкой — чем выше уровень удовлетворённости человека музыкальным произведением, тем выше активность прилежащего ядра, а соответственно интенсивнее дофаминергические «реакции удовольствия».

ywAAAAAAQABAAACAUwAOw==

Наблюдения одного из руководителей эксперимента доктора Вэлори Сэлимпур позволили выявить четкую связь между прилежащим ядром, слуховой зоной коры, а также участками мозга, отвечающими за эмоциональные реакции. Исследование выявило следующую закономерность:
чем выше удовольствие от музыки, тем интенсивнее был обмен сигналами между прилежащим ядром и другими участками мозга.

Из этих наблюдений также можно сделать вывод, о том что удовольствие от незнакомого музыкального произведения находится в прямой зависимости от количества и активности эмоциональных и когнитивных структур мозга, которые были задействованы при его оценке.

Этапы восприятия музыкального произведения

Упрощенно процесс оценки нового (не знакомого человеку) музыкального произведения можно представить следующим образом:

  1. Импульсы через слуховой нерв поступают в первичную слуховую зону коры, где происходит регистрация и дифференциация звука, а также объединение элементарных признаков звукового раздражителя.
  2. Во вторичной слуховой коре комплексные нейроны проводят анализ амплитудно-частотных, ритмических и мелодических особенностей звукового сигнала, реагируя на конкретные сочетания частотно-амплитудных показателей и модуляций. В процесс включается верхняя часть височной коры, образы уже знакомых произведений сравниваются с поступившими сигналами
  3. Далее в процесс анализа интегрируются эмоциональные (сомато-сенсорная кора, вентральный стриатум, префронтальная кора, гиппокамп и др.) и когнитивные структуры (в частности центры абстрактного мышления в лобных долях коры)
  4. В результате комплексной оценки сигнала формируется обратная связь, предполагающая положительную либо отрицательную оценку музыкального произведения. В первом случае усиливается активность прилежащего ядра, запускающая цепь медиаторных реакций в синапсах всей лимбической системы (говоря упрощенно, запускается работа центра удовольствия). При этом прилежащее ядро на основании полученных данных «вангует» о том, что будет дальше, благодаря чему мы начинаем получать удовольствие с первых аккордов, а не прослушав произведение полностью.

В описываемом эксперименте субъективные оценки четко коррелировали с результатами МРТ. Чем больше активизировалось прилежащее ядро, тем больше денег испытуемые были готовы заплатить за трек.

Музыка, пища и секс

Полагаю, что люди, знакомые с нейрофизиологическими процессами, происходящими во время оргазма, заметили некоторое сходство в формировании реакции удовольствия. Если утрировать выводы сделанные из эксперимента, то получается, что удовольствие от музыки во многом аналогично удовольствию от секса.

ywAAAAAAQABAAACAUwAOw==

И в первом, и во втором случае центральной структурой, определяющей удовольствие, является прилежащее ядро, основным нейромедиатором — дофамин. В случае с музыкой, также как и в случае с сексом активно задействованы эмоциональные структуры неокортекса и когнитивные центры, отвечающие за формирование образов.

ywAAAAAAQABAAACAUwAOw==

Подобное сходство наталкивает на ряд интересных размышлений. В частности, логичной выглядит гипотеза о том, что в далёком прошлом человечества музыка была чем-то более существенным, чем просто приятный набор звуков или фоновое сопровождение (например: песнопения и ритмичные композиции для совершения ритуальных действий, в культах некоторых африканских, австралийских и южноамериканских племен). Эволюционно такая значимость музыки закрепилось в виде дофаминергической реакции удовольствия. Так или иначе, подавляющее большинство исследователей считают, что удовольствие от музыки как нейробиологический процесс сложно переоценить.

Как отмечает доктор Роберт Заторе (The Neuro):

«Музыка состоит из множества последовательных звуков, которые поодиночке не имеют особой ценности, но в сочетании друг с другом в соответствии с определенными моделями, они могут со временем действовать как источник удовольствия, что представляет не малый интерес».

Итог

Используя МРТ, ученые вплотную подошли к открытию биологических и физиологических механизмов, определяющих жанровые различия в музыкальных пристрастиях человека, иными словами, мы скоро поймем, отчего одни больше любят джаз, а другие симфонический блэк метал или драм-н-бэйс. По оценке ведущих ученых, занимающихся этой темой, в течение ближайших десяти лет мы узнаем о восприятии и реакциях на музыку почти всё.

Нередко от меломанов приходится слышать о том, что они получили настоящий «оргазм» от какого-то альбома или живого выступления. В свете результатов некоторых нейробиологических исследований, проводившиеся в последние 2 десятилетия, подобные сравнения перестают казаться чересчур эмоциональными и гротескными. Погружение в эту тему навело меня на мысль о том, что лозунг «sex, drugs and rock`n`roll» — это не только три заповеди гедониста-шестидесятника, но ещё и 3 грани одного и того же физиологического процесса.

Нейрофизиология музыкального восприятия: несколько слов о музыкальном «оргазме»
Сегодня появляется немало публикаций, которые посвящены влиянию музыки на психику, но в подавляющем большинстве в них оцениваются психологические эффекты от прослушивания тех или иных жанров (произведений), или возможности использования музыки в психотерапевтических целях. Исследования же нейрофизиологических процессов, которые обуславливают подобное влияние музыки, обычно находятся в фокусе внимания научных изданий и небольшого круга специалистов.

В этом посте я расскажу об одном из исследований удовольствия от музыки, этапах восприятия музыкального произведения, и о том, какие именно процессы лежат в основе получения удовольствия от музыки. В качестве основы для этой статьи я использовал несколько публикаций журнала Since, а также небольшой личный багаж знаний по нейропсихологии.

МРТ во время оценки треков

Внушительное количество данных о процессах оценки музыкального произведения были получены в результате совместного эксперимента проведенного Монреальским неврологическим институтом, институтом Ротмана и Университетом Макгилла (лаборатория и клиника The Neuro). Результаты исследования показали, что именно происходит в головном мозге при оценке музыкального произведения.

Испытуемым предлагали прослушать композицию, которую они раньше не слышали, субъективно её оценить, а также решить вопрос, о приобретении этого произведения, указав сумму, которую они могут на него потратить. В ходе эксперимента участники прослушали 60 разножанровых треков, в то время как данные об активности и состоянии их мозга получал магнитно-резонансный томограф (для эксперимента использовалась программа, интерфейс которой напоминал itunes).

Как выяснилось, активность определённых структур головного мозга позволяет почти безошибочно определить, нравится ли участнику музыка и готов ли он приобрести понравившийся трек. Известно, что ожидания, которые могут принести удовольствие формируются прилежащим ядром полосатого тела. Как подтвердил эксперимент – это правило в полной мере действует и для удовольствия от музыки.

Интересно, что прилежащее ядро является той частью лимбической системы, которая контролирует т.н. дофаминовый ответ на подавлющее большинство раздражителей. Дофамин – нейромедиатор, играющий ключевую роль в формировании чувства удовольствия. В случае с музыкой — чем выше уровень удовлетворённости человека музыкальным произведением, тем выше активность прилежащего ядра, а соответственно интенсивнее дофаминергические «реакции удовольствия».

ywAAAAAAQABAAACAUwAOw==

Наблюдения одного из руководителей эксперимента доктора Вэлори Сэлимпур позволили выявить четкую связь между прилежащим ядром, слуховой зоной коры, а также участками мозга, отвечающими за эмоциональные реакции. Исследование выявило следующую закономерность:
чем выше удовольствие от музыки, тем интенсивнее был обмен сигналами между прилежащим ядром и другими участками мозга.

Из этих наблюдений также можно сделать вывод, о том что удовольствие от незнакомого музыкального произведения находится в прямой зависимости от количества и активности эмоциональных и когнитивных структур мозга, которые были задействованы при его оценке.

Этапы восприятия музыкального произведения

Упрощенно процесс оценки нового (не знакомого человеку) музыкального произведения можно представить следующим образом:

  1. Импульсы через слуховой нерв поступают в первичную слуховую зону коры, где происходит регистрация и дифференциация звука, а также объединение элементарных признаков звукового раздражителя.
  2. Во вторичной слуховой коре комплексные нейроны проводят анализ амплитудно-частотных, ритмических и мелодических особенностей звукового сигнала, реагируя на конкретные сочетания частотно-амплитудных показателей и модуляций. В процесс включается верхняя часть височной коры, образы уже знакомых произведений сравниваются с поступившими сигналами
  3. Далее в процесс анализа интегрируются эмоциональные (сомато-сенсорная кора, вентральный стриатум, префронтальная кора, гиппокамп и др.) и когнитивные структуры (в частности центры абстрактного мышления в лобных долях коры)
  4. В результате комплексной оценки сигнала формируется обратная связь, предполагающая положительную либо отрицательную оценку музыкального произведения. В первом случае усиливается активность прилежащего ядра, запускающая цепь медиаторных реакций в синапсах всей лимбической системы (говоря упрощенно, запускается работа центра удовольствия). При этом прилежащее ядро на основании полученных данных «вангует» о том, что будет дальше, благодаря чему мы начинаем получать удовольствие с первых аккордов, а не прослушав произведение полностью.

В описываемом эксперименте субъективные оценки четко коррелировали с результатами МРТ. Чем больше активизировалось прилежащее ядро, тем больше денег испытуемые были готовы заплатить за трек.

Музыка, пища и секс

Полагаю, что люди, знакомые с нейрофизиологическими процессами, происходящими во время оргазма, заметили некоторое сходство в формировании реакции удовольствия. Если утрировать выводы сделанные из эксперимента, то получается, что удовольствие от музыки во многом аналогично удовольствию от секса.

ywAAAAAAQABAAACAUwAOw==

И в первом, и во втором случае центральной структурой, определяющей удовольствие, является прилежащее ядро, основным нейромедиатором — дофамин. В случае с музыкой, также как и в случае с сексом активно задействованы эмоциональные структуры неокортекса и когнитивные центры, отвечающие за формирование образов.

ywAAAAAAQABAAACAUwAOw==

Подобное сходство наталкивает на ряд интересных размышлений. В частности, логичной выглядит гипотеза о том, что в далёком прошлом человечества музыка была чем-то более существенным, чем просто приятный набор звуков или фоновое сопровождение (например: песнопения и ритмичные композиции для совершения ритуальных действий, в культах некоторых африканских, австралийских и южноамериканских племен). Эволюционно такая значимость музыки закрепилось в виде дофаминергической реакции удовольствия. Так или иначе, подавляющее большинство исследователей считают, что удовольствие от музыки как нейробиологический процесс сложно переоценить.

Как отмечает доктор Роберт Заторе (The Neuro):

«Музыка состоит из множества последовательных звуков, которые поодиночке не имеют особой ценности, но в сочетании друг с другом в соответствии с определенными моделями, они могут со временем действовать как источник удовольствия, что представляет не малый интерес».

Итог

Используя МРТ, ученые вплотную подошли к открытию биологических и физиологических механизмов, определяющих жанровые различия в музыкальных пристрастиях человека, иными словами, мы скоро поймем, отчего одни больше любят джаз, а другие симфонический блэк метал или драм-н-бэйс. По оценке ведущих ученых, занимающихся этой темой, в течение ближайших десяти лет мы узнаем о восприятии и реакциях на музыку почти всё.

Пред.

Дистрибьюторы и аптеки в Крыму смогут работать без лицензии до 1 января 2018 года

След.

Графен научили убивать бактерии

СвязанныеСообщения

«Ригла» взяла в управление «Столичные аптеки»
Новости медицины и фармации

«Ригла» взяла в управление «Столичные аптеки»

10.12.2025
Формула доступа в систему здравоохранения
Новости медицины и фармации

Формула доступа в систему здравоохранения

10.12.2025
Тетрациклин заставил кишечные бактерии вырабатывать вещества для манипуляций иммунитетом
Новости медицины и фармации

Тетрациклин заставил кишечные бактерии вырабатывать вещества для манипуляций иммунитетом

10.12.2025
След.
Графен научили убивать бактерии

Графен научили убивать бактерии

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Товары

  • Kaplan Videos for USMLE Step 1 Preparation 2007 ( 2 DVD) Kaplan Videos for USMLE Step 1 Preparation 2007 ( 2 DVD) 1,027 ₽
  • Gynecology and Obstetrics Books Gynecology and Obstetrics Books 342 ₽
  • The Epidural Interactive Training Program CD-ROM The Epidural Interactive Training Program CD-ROM 479 ₽
  • Массаж Шиацу DVD Массаж Шиацу DVD 479 ₽

Товары

  • Losec Slide Collection Losec Slide Collection 205 ₽
  • Энциклопедия беременности Энциклопедия беременности 342 ₽
  • Nephrology Books 3 Nephrology Books 3 342 ₽
  • Microscopy Books Microscopy Books 342 ₽
  • Standard Methods for Examination of Water & Wastewater Standard Methods for Examination of Water & Wastewater 342 ₽

Метки

AstraZeneca FDA RNC Pharma Алексей Водовозов ВОЗ Вакцина Лекарства Минздрав Москва Подкасты Производство Роспотребнадзор ФАС вакцинация вакцинация от коронавирусной инфекции видеолекции дети исследование исследования клинические исследования книги для врачей коронавирус коронавирус 2019 коронавирус 2021 коронавирусная инфекция мероприятия новости Remedium новости медицины онкология опрос подкаст продажи проект разработка рак регистрация рост рынок лекарств сахарный диабет сделка статьи для врачей сша фармацевтика фармация фармрынок РФ

Свежие записи

  • Лекарственный препарат трифлуридин + [типирацил] от Сервье одобрен для медицинского применения в России по трем показаниям в терапии метастатического колоректального рака и метастатического рака желудка
  • «Инфарма» обсудила международные регуляторные практики на 2-ом Международном форуме фармацевтических инспекторов
  • Ассоциация флебологов России и компания «Сервье» подписали меморандум о сотрудничестве
  • «Ригла» взяла в управление «Столичные аптеки»
  • Формула доступа в систему здравоохранения
  • О нас
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Вход
Нет результата
Просмотреть все результаты
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Go to mobile version