Фармацевтический рынок обладает ярко выраженной сезонностью спроса, которая естественным образом коррелирует с уровнем заболеваемости по целому ряду нозологий. Однако динамика потребления сильно различается и внутри конкретных сезонов, есть вполне выраженные и практически стандартные пики и провалы спроса, которые находятся в зависимости от рабочего графика, праздников, а также периодичности социальных выплат и зарплат.
По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» RNC Pharma, минимальные показатели спроса стабильно фиксируются по воскресеньям. На выходных люди планируют отдых или какие-то виды активностей если нет острой потребности, поход в аптеку откладывается до понедельника. Объемы покупок готовых ЛП по воскресениям колеблются в интервале 3,6–3,8 млрд руб., тогда как средний дневной объём продаж по остальным дням недели за период составляет порядка 5,1 млрд руб. Помимо выходных слабые показатели спроса и во время праздников. Абсолютным аутсайдером выступает 1 января, когда значительное количество аптек либо закрыты, либо работают по сокращённому графику, да и вала потребителей в этот период, не наблюдается. В 2024 г. в этот день все российские аптеки продали ЛП на скромные 1,46 млрд руб. — это примерно втрое меньше обычного дневного объёма. В текущем году минимальные значения фиксировались так же 5 мая (2,64 млрд руб.) и 8 марта (2,92 млрд руб.).
Абсолютные максимумы в рамках практически всех календарных недель приходятся на понедельники и пятницы. В первый рабочий день компенсируется отложенный спрос, по пятницам формируется необходимый запас, чтобы не посещать аптеку в выходные дни. Ситуация характерна как для рецептурных, так и для безрецептурных препаратов, причем падение спроса в категории рецептурных средств на выходных выражено в значительно большей степени.
Как и в любом правиле здесь имеются исключения, абсолютные пики потребления в пределах практически каждого календарного месяца приходятся на его середину, чаще всего это 15-е, реже 14-е или 16-е числа. В большинстве организаций до 15 числа происходит выплата аванса, что стимулирует всплеск спроса в т.ч. на ЛП. Вторым важным исключением выступает декабрь, последние 2–3 недели года участники розничного рынка работают в авральном режиме, при этом стандартные тренды, характерные для остальных месяцев, тоже несколько трансформируются. Вероятно, свои коррективы вносят предновогодние хлопоты, которые могут быть связаны как с рабочими процессами, так и с необходимостью покупок подарков и другой атрибутики новогодних праздников.
Фармацевтический рынок обладает ярко выраженной сезонностью спроса, которая естественным образом коррелирует с уровнем заболеваемости по целому ряду нозологий. Однако динамика потребления сильно различается и внутри конкретных сезонов, есть вполне выраженные и практически стандартные пики и провалы спроса, которые находятся в зависимости от рабочего графика, праздников, а также периодичности социальных выплат и зарплат.
По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» RNC Pharma, минимальные показатели спроса стабильно фиксируются по воскресеньям. На выходных люди планируют отдых или какие-то виды активностей если нет острой потребности, поход в аптеку откладывается до понедельника. Объемы покупок готовых ЛП по воскресениям колеблются в интервале 3,6–3,8 млрд руб., тогда как средний дневной объём продаж по остальным дням недели за период составляет порядка 5,1 млрд руб. Помимо выходных слабые показатели спроса и во время праздников. Абсолютным аутсайдером выступает 1 января, когда значительное количество аптек либо закрыты, либо работают по сокращённому графику, да и вала потребителей в этот период, не наблюдается. В 2024 г. в этот день все российские аптеки продали ЛП на скромные 1,46 млрд руб. — это примерно втрое меньше обычного дневного объёма. В текущем году минимальные значения фиксировались так же 5 мая (2,64 млрд руб.) и 8 марта (2,92 млрд руб.).
Абсолютные максимумы в рамках практически всех календарных недель приходятся на понедельники и пятницы. В первый рабочий день компенсируется отложенный спрос, по пятницам формируется необходимый запас, чтобы не посещать аптеку в выходные дни. Ситуация характерна как для рецептурных, так и для безрецептурных препаратов, причем падение спроса в категории рецептурных средств на выходных выражено в значительно большей степени.
Как и в любом правиле здесь имеются исключения, абсолютные пики потребления в пределах практически каждого календарного месяца приходятся на его середину, чаще всего это 15-е, реже 14-е или 16-е числа. В большинстве организаций до 15 числа происходит выплата аванса, что стимулирует всплеск спроса в т.ч. на ЛП. Вторым важным исключением выступает декабрь, последние 2–3 недели года участники розничного рынка работают в авральном режиме, при этом стандартные тренды, характерные для остальных месяцев, тоже несколько трансформируются. Вероятно, свои коррективы вносят предновогодние хлопоты, которые могут быть связаны как с рабочими процессами, так и с необходимостью покупок подарков и другой атрибутики новогодних праздников.