Полномочия по оказанию социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим людям, имеющим по независящим от них причинам среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума, в соответствии с действующим законодательством РФ, закреплены за регионами. Таким образом, основная часть адресной государственной социальной поддержки нуждающихся групп населения осуществляется в регионах.
«Суть социального контракта состоит в том, что в обмен на социальную помощь со стороны государства возникает встречный поток обязательств со стороны получателя пособия», — поясняет заместитель директора Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Наталья Антонова.
Примерами таких обязательств, по ее словам, можно назвать выполнение какой-либо оплачиваемой работы или получение дополнительного образования, ответственное социальное поведение, ответственное отношение к собственным детям. При этом реализуется трудовой потенциал получателей государственной социальной помощи, ослабевает иждивенческий мотив в поведении. Разработчики документа рассчитывают, что выполняя условия контракта, получатели соцпомощи сами выходят на более высокий уровень своих доходов.
«Вводится и контроль за тем, на что тратятся полученные гражданами средства. Формы контроля каждый регион разработает самостоятельно», — говорит Наталья Антонова.
Она также напомнила, что «в Республике Коми, Ростовской и Тульской областях эффективные методики оказания государственной социальной помощи, в том числе социальные контракты, начали применять с 2003 года. Позднее такие социальные технологии были введены в Пермском крае, Амурской, Волгоградской, Калининградской, Кемеровской, Нижегородской, Томской, Тюменской областях и еще в ряде регионов».
Как показал эксперимент, наиболее распространенным видом оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта в регионах является предоставление единовременных целевых денежных выплат на развитие личного подсобного хозяйства, а также на занятие индивидуальной трудовой деятельностью.
Приоритет при оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта отдается семьям с детьми, особенно многодетным и неполным семьям. Таким семьям, наряду с денежными выплатами и натуральной помощью, предоставляются социальные услуги, психологическая и юридическая помощь, содействие в устройстве детей в детские дошкольные учреждения.
Размер социальной помощи на условиях социального контракта определяется с учетом финансовых возможностей региона и в большинстве случаев составляет около 30-35 тысяч рублей. Социальный контракт заключается, как правило, на срок до 6 месяцев и при необходимости может быть продлен.
Проектом федерального закона вводится законодательное определение понятий социального контракта и программы социальной адаптации, устанавливаются правовые и организационные основы оказания государственного социальной помощи на основе социального контракта.
Оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта не влечет прекращения или отмены других видов государственной социальной помощи, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, пособий и иных социальных выплат, назначенных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством регионов.
Законопроект размещен на интернет-сайте Правительства РФ в разделе Общественной экспертизы законопроектов по адресу: zakon.government.ru .