Первым о задержании Александра Кравченко со ссылкой на собственный источник сообщил телеграм-канал телеканала «RT на русском». Эту информацию подтвердили источники нескольких крупных СМИ, официальное сообщение от представителей правоохранительных органов появилось позднее. Сейчас Кравченко находится в изоляторе временного содержания на Петровке, вину он не признает, на условия содержания не жалуется, не понимает, за что его задержали, рассказала информагентству «РИА Новости» член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Ева Меркачева.
По версии следствия, в период с 2020 по 2021 год Кравченко, «являясь должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными полномочиями, получил от следственно-арестованных и осужденных денежные средства за организацию медицинских освидетельствований, по результатам которых были приняты заведомо незаконные решения о наличии тяжелых заболеваний у осужденных и иных лиц».
Это, отмечают следователи, послужило основанием «для последующего освобождения от наказания и содержания под стражей спецконтингента». В ходе предварительного следствия установлено восемь человек, освобожденных из-под стражи в результате сфальсифицированных диагнозов, добавили в СК.
Следователи 20 января будут просить Пресненский районный суд Москвы избрать для Александра Кравченко, также являющегося заместителем начальника МСЧ №77 по организационно-методической и клинико-экспертной работе, меру пресечения в виде заключения под стражу.
Источник РБК, близкий ко ФСИН, ранее рассказывал, что Кравченко подозревают в получении взятки за подделку медицинских документов, подтверждающих невозможность пребывания некоего заключенного под стражей по состоянию здоровья. По данным «Московского комсомольца», еще до задержания Александр Кравченко был вызван на допрос в Следственный комитет. Это, отмечает издание, могло быть связано с делом бывшего заместителя директора ФСИН Олега Коршунова, ранее осужденного за растрату и хищение. По информации газеты, диагноз Коршунова, имеющего тяжелое заболевание, позволяет рассчитывать на освобождение от заключения, но официальное оформление диагноза затянулось – якобы из-за того, что у Коршунова за это в филиале МСЧ №77 вымогали взятку.
«Кравченко – один из лучших медиков, и, пожалуй, лучший начальник больницы «Матроской тишины». И этого мнения придерживается большинство правозащитников. Проблем в больнице выше крыши! Но он никогда их не скрывал. Он делал все, что мог в существующих условиях, чтобы люди лечились», – заявила ранее изданию Znak.com член ОНК Москвы Ева Меркачева, назвав задержание врача «очень нехорошей историей» и «злой волей следствия».
Московский следственный изолятор «Матросская тишина» является одним из самых известных учреждений подобного рода в России. В МСЧ №77 при СИЗО, которая имеет девять филалов, оказывают медпомощь заключенным из этого изолятора. В «Матросской тишине», например, с марта 2021 года находится основатель и владелец ГК «Биотэк» Борис Шпигель, которого обвиняют в даче взятки экс-губернатору Пензенской области Ивану Белозерцеву.
Срок содержания Шпигеля в СИЗО неоднократно продлевался (последний раз – до 20 февраля 2022 года) несмотря на то, что представители Шпигеля и правозащитники не раз указывали на его слабое здоровье и необходимость госпитализации.
«Поскольку в медсанчасти СИЗО отсутствуют специалисты кардиохирургического профиля, обвиняемого необходимо направить в гражданскую больницу для проведения консультации и последующего оперативного вмешательства. Сложность заключается в том, что не все кардиоцентры в Москве делают подобные операции», – отмечала в сентябре 2021 года член ОНК Москвы Ольга Дружинина.