Федбюджет
В разрезе других сегментов по объему расходов «Здравоохранение» занимает 8-е место из 14-ти, сопоставимо с «Образованием» (1,744 трлн рублей) и сферой ЖКХ (1,996 трлн рублей). Первое место занимает «Национальная оборона» (12,93 трлн рублей), затем идут «Социальная политика» (7,103 трлн рублей) и «Национальная экономика» (4,768 трлн рублей).
Бюджет госпрограммы «Развитие здравоохранения» (занимает большую часть профильного сегмента) составил 1,5 трлн рублей. Внутри данной программы традиционно наиболее ресурсоемкие направления – льготное лекобеспечение граждан (241,6 млрд рублей), финансирование фонда «Круг добра» (195,9 млрд рублей), проект «Борьба с онкозаболеваниями» (144,7 млрд рублей), «Развитие инфраструктуры здравоохранения» (порядка 90 млрд рублей). В регионы по госпрограмме будет направлено 179,4 млрд рублей.
На модернизацию первичного звена здравоохранения в 2026 году из федбюджета направят 54,6 млрд рублей, на борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями – 11,3 млрд рублей, с сахарным диабетом – 8,3 млрд рублей. На другие направления, заметная часть из которых погружена в нацпроект «Продолжительная и активная жизнь», уйдет 274,1 млрд рублей, на федпроект «Охрана материнства и детства» из нацпроекта «Семья» – 22,9 млрд рублей.
На софинансирование расходов, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС (ВМП-II), в 2026 году пойдет 6,8 млрд рублей.
Значительная часть средств из предусмотренных на лекобеспечение будет направлена для пациентов с орфанными заболеваниями, онкозаболеваниями, ВИЧ-инфекцией, гепатитами В и С и другими видами заболеваний.
Так, для конкретного ребенка, страдающего орфанным заболеванием, или для групп таких детей в 2026 году будет выделено 100,3 млрд рублей. Для детей-инвалидов на специализированное питание и препараты планируют направить 74,3 млрд рублей.
Для взрослых пациентов, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше и другими редкими заболеваниями, в 2026 году будет предусмотрено 69,6 млрд рублей. На закупку антивирусных лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, для пациентов, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, предусмотрено в 2026 году 43,7 млрд рублей.
Бюджет ФФОМС
Бюджет фонда, состоящий из 4,794 трлн рублей расходов и 4,712 трлн рублей доходов, сформирован на 2026 год с дефицитом 82 млрд рублей. В 2024 году дефицит равнялся 147 млрд рублей, а к 2026 году его планировали сократить до 18 млрд рублей.
Нормированный страховой запас на 2026 год составит 289,8 млрд рублей – это существенно меньше, чем в 2025 году (425,5 млрд рублей). Эти средства зарезервированы для социальных выплат медикам первичного звена, софинансирования расходов на оплату труда медработников, выплат стимулирующего характера за выявление онкозаболеваний, финансового обеспечения отдельных решений Правительства РФ и других целей.
Традиционно бюджет ФФОМС получает существенную поддержку из федбюджета, однако в 2026 году она сократится, по сравнению с 2025-м, на 56 млрд рублей – до 481,3 млрд рублей, в первую очередь за счет урезания на 63,6 млрд рублей (с 239 млрд рублей) компенсации выпадающих доходов фонда в связи с пониженными тарифами страховых взносов.
В 2026 году, как и ранее, 140 млрд рублей заложены на финансовое обеспечение медпомощи онкобольным, на нестраховые расходы, включая ВМП вне базовой программы ОМС, и родовые сертификаты – 155,2 млрд рублей (+7,2 млрд рублей год к году).
Объем субсидий частным клиникам на оказание ВМП-II составит 2,2 млрд рублей. Федеральные клиники на эти цели получат 145,9 млрд рублей, а на реализацию базовой программы ОМС – рекордные 345,6 млрд рублей. По сравнению с планом 2025 года, это на 94,7 млрд рублей, или на 37,7%, больше: в предыдущие годы этот показатель рос гораздо медленнее – в 2025 году, например, увеличение составило около 15%.
Субвенции бюджетам ТФОМС на финансовое обеспечение базовой программы ОМС в 2026 году составят 3,992 трлн рублей, что на 352,6 млрд рублей, или 9,7%, больше, чем в 2025 году (3,639 трлн рублей). Это существенное замедление темпов роста: в 2025 году субвенция увеличилась на 16,7% по сравнению с 2024 годом, то есть темп роста сократился почти вдвое. При этом рост ниже уровня инфляции медуслуг – по данным Росстата, по итогам 2024 года этот показатель составил 10,5%, и эксперты страхового рынка спрогнозировали увеличение этого показателя в 2025 году.
Важной особенностью бюджета ФФОМС на 2026 год является то, что в субвенции уже учитываются расходы на реализацию базовой программы в новых регионах России. Ранее это сумма (в 2025 году это 58 млрд рублей) входила в нормированной страховой запас.
Подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2026 год установлен в размере 22 924,3 рубля (22 543,7 рубля в 2025-м).
Федбюджет
В разрезе других сегментов по объему расходов «Здравоохранение» занимает 8-е место из 14-ти, сопоставимо с «Образованием» (1,744 трлн рублей) и сферой ЖКХ (1,996 трлн рублей). Первое место занимает «Национальная оборона» (12,93 трлн рублей), затем идут «Социальная политика» (7,103 трлн рублей) и «Национальная экономика» (4,768 трлн рублей).
Бюджет госпрограммы «Развитие здравоохранения» (занимает большую часть профильного сегмента) составил 1,5 трлн рублей. Внутри данной программы традиционно наиболее ресурсоемкие направления – льготное лекобеспечение граждан (241,6 млрд рублей), финансирование фонда «Круг добра» (195,9 млрд рублей), проект «Борьба с онкозаболеваниями» (144,7 млрд рублей), «Развитие инфраструктуры здравоохранения» (порядка 90 млрд рублей). В регионы по госпрограмме будет направлено 179,4 млрд рублей.
На модернизацию первичного звена здравоохранения в 2026 году из федбюджета направят 54,6 млрд рублей, на борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями – 11,3 млрд рублей, с сахарным диабетом – 8,3 млрд рублей. На другие направления, заметная часть из которых погружена в нацпроект «Продолжительная и активная жизнь», уйдет 274,1 млрд рублей, на федпроект «Охрана материнства и детства» из нацпроекта «Семья» – 22,9 млрд рублей.
На софинансирование расходов, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС (ВМП-II), в 2026 году пойдет 6,8 млрд рублей.
Значительная часть средств из предусмотренных на лекобеспечение будет направлена для пациентов с орфанными заболеваниями, онкозаболеваниями, ВИЧ-инфекцией, гепатитами В и С и другими видами заболеваний.
Так, для конкретного ребенка, страдающего орфанным заболеванием, или для групп таких детей в 2026 году будет выделено 100,3 млрд рублей. Для детей-инвалидов на специализированное питание и препараты планируют направить 74,3 млрд рублей.
Для взрослых пациентов, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше и другими редкими заболеваниями, в 2026 году будет предусмотрено 69,6 млрд рублей. На закупку антивирусных лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, для пациентов, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, предусмотрено в 2026 году 43,7 млрд рублей.
Бюджет ФФОМС
Бюджет фонда, состоящий из 4,794 трлн рублей расходов и 4,712 трлн рублей доходов, сформирован на 2026 год с дефицитом 82 млрд рублей. В 2024 году дефицит равнялся 147 млрд рублей, а к 2026 году его планировали сократить до 18 млрд рублей.
Нормированный страховой запас на 2026 год составит 289,8 млрд рублей – это существенно меньше, чем в 2025 году (425,5 млрд рублей). Эти средства зарезервированы для социальных выплат медикам первичного звена, софинансирования расходов на оплату труда медработников, выплат стимулирующего характера за выявление онкозаболеваний, финансового обеспечения отдельных решений Правительства РФ и других целей.
Традиционно бюджет ФФОМС получает существенную поддержку из федбюджета, однако в 2026 году она сократится, по сравнению с 2025-м, на 56 млрд рублей – до 481,3 млрд рублей, в первую очередь за счет урезания на 63,6 млрд рублей (с 239 млрд рублей) компенсации выпадающих доходов фонда в связи с пониженными тарифами страховых взносов.
В 2026 году, как и ранее, 140 млрд рублей заложены на финансовое обеспечение медпомощи онкобольным, на нестраховые расходы, включая ВМП вне базовой программы ОМС, и родовые сертификаты – 155,2 млрд рублей (+7,2 млрд рублей год к году).
Объем субсидий частным клиникам на оказание ВМП-II составит 2,2 млрд рублей. Федеральные клиники на эти цели получат 145,9 млрд рублей, а на реализацию базовой программы ОМС – рекордные 345,6 млрд рублей. По сравнению с планом 2025 года, это на 94,7 млрд рублей, или на 37,7%, больше: в предыдущие годы этот показатель рос гораздо медленнее – в 2025 году, например, увеличение составило около 15%.
Субвенции бюджетам ТФОМС на финансовое обеспечение базовой программы ОМС в 2026 году составят 3,992 трлн рублей, что на 352,6 млрд рублей, или 9,7%, больше, чем в 2025 году (3,639 трлн рублей). Это существенное замедление темпов роста: в 2025 году субвенция увеличилась на 16,7% по сравнению с 2024 годом, то есть темп роста сократился почти вдвое. При этом рост ниже уровня инфляции медуслуг – по данным Росстата, по итогам 2024 года этот показатель составил 10,5%, и эксперты страхового рынка спрогнозировали увеличение этого показателя в 2025 году.
Важной особенностью бюджета ФФОМС на 2026 год является то, что в субвенции уже учитываются расходы на реализацию базовой программы в новых регионах России. Ранее это сумма (в 2025 году это 58 млрд рублей) входила в нормированной страховой запас.
Подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2026 год установлен в размере 22 924,3 рубля (22 543,7 рубля в 2025-м).


