Следственный комитет России на данный момент рассматривает отдельно медицинские дела, по которым проводится комплексная судебно-медицинская экспертиза.
По ее итогам определяется причинно- следственная связь между действиями всех участников этого процесса. Применение части 2 статьи 238 УК РФ к медицинским работникам — просто нонсенс.
Все подобные преступления случаются, как правило, по неосторожности. У человека нет умысла на убийство пациента. Умысел — это когда врач знал, что процесс процедуры сознательно нарушается, но при этом он продолжал действовать. Проблема квалификации подобных дел — головная боль Следственного комитета. К медицинским преступлениям нельзя применять статьи, где обвинение строится на умышленном причинении вреда. Если предположить, что врач-гематолог действительно виновата, то, скорее всего, нужно было применить часть 2 статьи 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности в следствии ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей».
Мы на кафедре проводили большой анализ, в ходе которого выяснилось, что в каждом случае применение 238 статьи было неправильным, и его нужно было обжаловать. По 109 статье предусмотрена ответственность ниже, потому что по существу это врачебная ошибка. В октябре прошлого года глава Следственного комитета Александр Бастрыкин предлагал внести изменения в Уголовный кодекс и ввести статью, предусматривающую ответственность за врачебные ошибки. Могу сказать, что это неэффективная мера.
В Уголовном кодексе есть достаточное количество специальных статей, которые можно применять к медицинским работникам. Зачем создавать еще одну? Если бы это было оправдано, то после слов Бастрыкина была бы создана рабочая группа, была бы выдвинута законодательная инициатива. Но, на мой взгляд, она получила бы отрицательную оценку. Нужно понимать, что врачебная ошибка — это несчастный случай, за который может наступить уголовная ответственность. Медицинское сообщество и так в шоке, таким образом можно и без врачей остаться. Мне не очень понятно, как в этом деле отследили, кто именно виноват. Потому что здесь участвовал целый ряд медицинских работников. Здесь проблема не в законах, а в том, как их применяют.
Источник: Вечерняя Москва