По данным исследования Национальных институтов здравоохранения (National Institutes of Health — NIH) США, в парах, лечившихся от бесплодия, депрессия мужчины снижает шансы на беременность. В то же время, депрессия женщины такого влияния не оказывает.
Исследование, напечатанное 17 мая 2018 года в журнале Fertility and Sterility, также связывает класс антидепрессантов, известных как неселективные ингибиторы обратного захвата серотонина (не-СИОЗС), с более высоким риском ранней потери беременности у женщин, которых лечат от бесплодия, — вероятность в первом триместре увеличивается в 3,5 раза. При использовании другого класса антидепрессантов (СИОЗС) связи со срывом беременности обнаружено не было.
Ученые проанализировали данные 1650 женщин и 1608 мужчин. Большинство из них составляли пары и проходили лечение бесплодия — стимуляцию яичников или искусственное осеменение (но не экстракорпоральное оплодотворение — ЭКО).
«Наше исследование предоставляет пациентам с бесплодием и их врачам новую информацию для рассмотрения при принятии решений о лечении», — говорит автор исследования Эстер Айзенберг (Esther Eisenberg), врач отделения по вопросам фертильности и бесплодия Национального института детского здоровья и развития человека (National Institute of Child Healthand Human Development — NICHD).
Ссылаясь на предыдущие исследования, авторы отметили, что 41% женщин и почти 50% мужчин, которые лечатся от бесплодия (в том числе, и при помощи ЭКО), имеют симптомы депрессии.
Текущее исследование проводилось для оценки потенциального влияния депрессии у пар, обратившихся за медпомощью по лечению бесплодия без использования ЭКО, поскольку эта процедура потенциально может преодолеть такие следствия депрессии, как снижение сексуального влечения и более низкое качество спермы.
Были объединены данные двух предыдущих исследований NICHD, касающиеся препаратов, которые вызывают овуляцию. В первом сравнивалась эффективность двух препаратов для женщин с синдромом поликистозных яичников (СПКЯ), во втором— эффективность трех препаратов для пар с бесплодием неизвестной этиологии.
Мужчинам и женщинам был предложен вопросник, предназначенный для выявления депрессии. Оказалось, среди женщин 5,96% имели большую (клиническую) депрессию, среди мужчин — 2,28%.
Несмотря на небольшое количество мужчин (34 человека) с клинической депрессией, обнаружились различия между ними и другими мужчинами в исследовании. Пары, в которых партнер мужского пола страдал от большой депрессии, оказались на 60% менее способны к зачатию. Только три пары (менее 9%) смогли иметь детей, тогда как при отсутствии у мужчины клинической депрессии этот показатель составил почти 25%.
Исследователи предположили, что существует множество возможных причин влияния мужской депрессии на фертильность, включая сексуальную дисфункцию из-за снижения либидо, эректильную дисфункцию, задержку или ингибирование эякуляции; снижение частоты половых актов; отрицательное изменение качества спермы.
Исследование также дополняет информацию о связи качества спермы и стресса, полученную ранее. Так, в 2014 году исследователи из Мейлманской школы общественного здоровья при Колумбийском университете (Columbian University’s Mailman School of Public Health) и Школа общественного здоровья Рутгерса (Rutgers School of Public Health) изучили193-х мужчин в возрасте от 38 до 49 лет. При помощи тестов измерили стресс на работе и дома и определили, что у мужчин, имевших две или более серьезных стрессовых ситуаций в предыдущем году, были снижены подвижность сперматозоидов и процент нормальной спермы. Кроме того, связанный с работой сильный стресс снижает уровень тестостерона – гормона, влияющего на фертильность.