Широко распространён миф о том, что от нервного потрясения можно поседеть, условно говоря, за ночь. Для этого и медицинский термин подобран: canities subita. Поговаривают, что таким образом побелели головы Томаса Мора и Марии-Антуанетты.
Справедливости ради надо сказать, что это не совсем миф и даже почти правда. Как так? Сейчас разберёмся.
Барак Обама накануне выборов 2008 года и в ноябре 2009-го. Тяжела ты, шапка Мономаха! |
Нет сомнений в существовании биологических механизмов, которые обеспечивают воздействие эмоционального напряжения на рост волос. Так, ряд сигнальных белков (например, фактор роста нервов и вещество P) отвечают за создание и регуляцию болевых сигналов.
Человеческий волос проходит три фазы: роста (anagen/a>), покоя (catagen) и бездействия (telogen). Пигмент производится волосяным мешочком на первой стадии, продолжительность которой определяется генами и гормональным фоном. Она может занимать и два года, и восемь лет. Получив приказ о завершении фазы роста, фолликул начинает готовиться к телогену, который длится 6–18 месяцев, после чего вновь возвращается анаген.
Пройдя с десяток таких циклов, мешочек исчерпывает ресурсы для выработки пигмента. Волос отныне растёт бесцветным.
Сильный стресс может внезапно ввести большое количество фолликулов в состояние телогена и одновременно вызвать потерю окрашенных волос. Это явление известно как телогеновая алопеция (telogen effluvium). Иногда его причиной становится употребление препаратов, меняющих гормональный фон, — например, при химиотерапии или лечении болезни Паркинсона. Интересно, что этот гормональный сигнал практически не отражается на седых волосах.
Кроме того, сильный стресс может привести к аутоиммунному расстройству и очаговой алопеции (alopecia areata), когда обезумевшие антитела первым делом атакуют производящие пигмент фолликулы, оставляя в покое бесцветные. Таким образом, скажем, перед казнью человек способен потерять большое количество окрашенных волос, после чего поднимается на эшафот с головой, на которой остались главным образом седые волосы. И люди скажут: поседел за одну ночь.
И будут не правы не только из-за того, что дело не в обесцвечивании волос, а в выпадении окрашенных, но и в связи с тем, что подобное не может произойти за ночь. Объяснить легенду о той же Марии-Антуанетте довольно просто: она не появлялась на публике в течение нескольких недель заточения перед казнью, а также не имела доступа к парикам и краскам для волос.
Некоторые политики (например, Барака Обама) в тяжёлые периоды седеют буквально на глазах, но, во-первых, на это уходят месяцы и годы, а во-вторых, они, как правило, находятся в том возрасте, когда большинство фолликулов уже заканчивает выделять пигмент.
Если вы чуть внимательнее посмотрите вокруг, то увидите людей, которые проходят через трудности, сохранив цвет волос, и людей, которые седеют рано, несмотря на относительно спокойную жизнь.
Подготовлено по материалам The Conversation.