Может ли обычная вакцина, используемая в течение десятилетий для защиты от туберкулеза, помочь защитить работников здравоохранения от COVID-19?
В то время как разработка специфической иммунизации против охвата планеты коронавирусом, вероятно, займет много месяцев, исследователи изучают потенциальные преимущества прививки BCG, которую многие люди во всем мире получают в детстве.
Лаборатории и фармацевтические фирмы стремятся найти лекарства для борьбы с COVID-19, который заразил более миллиона человек, убил по меньшей мере 50 000 человек и для которого в настоящее время нет известных методов лечения, вакцин или лекарств.
Они также рассматривают возможность использования существующих лекарств.
Эксперты остаются осторожными
«На протяжении десятилетий мы знали, что БЦЖ оказывает неспецифическое благотворное воздействие», поскольку она защищает от болезней, отличных от той, для которой она была создана, — сказала Камиль Лохт из французского научно-исследовательского института общественного здравоохранения Inserm.
Дети, вакцинированные БЦЖ, меньше страдают от других респираторных заболеваний, он используется для лечения некоторых видов рака мочевого пузыря и может защитить от астмы и аутоиммунных заболеваний, таких как диабет 1 типа.
Исследователи хотят проверить, может ли вакцина против туберкулеза иметь аналогичный эффект против нового коронавируса, либо путем снижения риска заражения, либо путем ограничения тяжести симптомов.
Во Франции, где вакцина БЦЖ была обязательной до 2007 года, «у большинства участников исследования уже была проведена первая вакцинация», но защитный эффект от этого со временем уменьшается, сказал Лохт.
Поскольку медицинские работники находятся на переднем крае усилий по борьбе с COVID-19, они должны быть «первой целью», если будет найдена какая-либо польза от вакцины БЦЖ, сказал Лохт, который завершает детали для клинического испытания во Франции.
Но эксперты сохраняют осторожность в отношении потенциала БЦЖ для обеспечения защиты.
«Военные учения в мирное время»
«Именно в этом причина этого исследования», — говорит Михай Нетя, профессор экспериментальной внутренней медицины в университете Радбауд в Нидерландах, который недавно объявил о проведении клинического испытания в университете Утрехта с участием сотен медицинских работников.
Это позволит 500 медицинским работникам получить удар BCG, а 500 — плацебо.
«Если во время этой эпидемии меньше людей в группе, вакцинированной БЦЖ, выпадет из-за болезни, это будет обнадеживающим результатом», — добавил Netea, специалист по «тренированному иммунитету».
Это относительно новая концепция, основанная на открытии, что наш врожденный иммунный ответ — обобщенные защитные силы организма — наряду с приобретенным иммунитетом также обладает памятью, которая вырабатывает антитела после контакта с определенным патогеном.
Вакцина БЦЖ не защищает напрямую от коронавируса, но обеспечивает усиление иммунной системы, что может привести к улучшению защиты и более легкой инфекции, говорится в исследовании Университета Радбуда.
Идея заключается в том, что врожденная иммунная система может быть подготовлена или «обучена» для лучшей борьбы с атаками, в частности, благодаря живым ослабленным вакцинам, таким как БЦЖ или корь, которые содержат ослабленную полоску исходного патогена.
В случае COVID-19, помимо заражения самим вирусом, некоторые пациенты также страдали чрезмерными иммунными реакциями с неконтролируемой продукцией провоспалительных белков, цитокинов.
«Вакцинация, особенно против БЦЖ, может помочь лучше организовать этот воспалительный иммунный ответ», — сказал Лоран Лагрост, директор исследований Inserm, который работает над связями между воспалением и иммунной системой.
Вакцина действует как «военное учение в мирное время», так что тело может «эффективно бороться с врагом в военное время», сказал он на этой неделе в интервью французской телекомпании BFMTV.
Международные усилия
Детский исследовательский институт Мердока также провел в Австралии отдельное испытание вакцины БЦЖ с участием около 4000 медицинских работников.
Микробиолог Лохт хочет привести критерии французского исследования в соответствие с критериями, запланированными в четырех испанских больницах, чтобы лучше сравнить их результаты.
Однако исследователи в Испании вместо использования БЦЖ хотели бы попробовать новую противотуберкулезную вакцину, разработанную биотехнологической фирмой Biofabri.
По словам Карлоса Мартина, профессора микробиологии в Университете Сарагосы, этот кандидат на вакцину, безопасность которой уже была продемонстрирована, должен обеспечивать «лучшую защиту», поскольку он «разработан из штамма, выделенного у человека».
Напротив, он сказал, что БЦЖ получают из штамма бактерий, заражающих крупный рогатый скот, и два кандидата, очень важных для вирулентности туберкулеза, были дезактивированы в вакцине-кандидате.
Еще одним преимуществом новой вакцины является то, что она производится в Европе и может быть быстро сделана доступной, в то время как БЦЖ страдает от сильной напряженности в сфере снабжения, и использование ее для взрослых против COVID-19 может лишить ее детей в странах, где туберкулез остается эндемичным.
В Германии Институт инфекционной биологии Макса Планка также готовит исследование с кандидатом на генетически модифицированную вакцину, разработанным Индийским институтом сыворотки.
В координации с этими странами Inserm объявил в четверг, что клинические испытания также могут быть начаты в Африке, где системы здравоохранения, как ожидается, окажутся под острым давлением пандемии коронавируса.