Премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил Минздраву РФ совместно с Минцифры и Федеральным фондом ОМС (ФФОМС) рассмотреть целесообразность оплаты в системе ОМС телемедицинских консультаций по схеме «за услугу». Сейчас финансирование телемедицины рекомендуется включать в подушевой норматив финансирования медорганизаций либо в клинико-статистические группы (КСГ), но некоторые регионы по своей инициативе вводят иные системы тарификации телеконсультаций. Поручению предшествовало включение широкого спектра телемедицинских консультаций в проект будущей номенклатуру медуслуг.
Доклад о выполнении поручения ведомства представят 20 мая. Кроме того, им будет необходимо до 27 мая продумать с привлечением «медицинского сообщества и ведущих специалистов» «расширение применения телемедицинских технологий в медицине».
Поручения Михаил Мишустин раздал после выступления в Госдуме РФ с докладом о работе Правительства. Вопрос телемедицины затронула депутат Роза Чемерис. «Может ли Правительство разрешить получать такие услуги в рамках ОМС: ставить предварительные диагнозы, назначать лечение, оформлять электронные больничные листы и получать препараты уже с электронной подписью врача? Это бы очень помогло», – объясняла она проблему доступности врачей в отдаленных районах Дальнего Востока. Премьер обещал, что вопросом займется вице-премьер РФ Татьяна Голикова.
Спустя несколько дней после выступления Мишустина Минздрав представил проект будущей Номенклатуры медицинских услуг, куда впервые был включен расширенный перечень телемедицинских услуг – консультации, консилиумы в формате врач-пациент или врач-врач в режиме реального времени (онлайн) или отложенном формате (оффлайн), а также дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента.
Сейчас, согласно методическим рекомендациям Минздрава РФ и ФФОМС по оплате медпомощи ОМС (с 2020 года) и рекомендациям по телемедицине от 2021 года, оплата телемед-услуг в амбулаторном звене включена в состав подушевого норматива финансирования, в стационарах – в состав КСГ при помощи введения повышающего коэффициента. По данным ведомств, такая схема позволит организациям с прикрепившимся населением нарастить объем телемедицины, так как чем выше доля оказанной в клинике помощи с применением телемедицинских услуг, тем больше средств по подушевому нормативу получит медучреждение.
Регионы, тем не менее, вправе корректировать порядок оплаты телемедицины за счет ОМС. Например, руководитель территориального фонда ОМС Свердловской области Валерий Шелякин настаивал, что телеконсультации должны оплачиваться отдельным тарифом, а не включаться в подушевой норматив финансирования поликлиник. Он аргументировал это тем, что «телеконсультация пока малоизученная для регионов технология, она пока в стадии становления и на этапе внедрения должна оплачиваться отдельно».
В сентябре 2021 года Минздрав и ФФОМС уже получали от Правительства поручение подготовить предложения по выделению в структуре тарифа ОМС «расходов на информационные технологии». При этом конкретного указания на то, что подразумевается под «информационными технологиями», тогда не было. По задумке, это должно помочь скорректировать размер тарифов с учетом использования ИТ в процессе оказания медпомощи.