Если приказ утвердят, он вступит в силу 1 марта 2026 года. Тогда же организации, где проходят переобучение медики и фармацевты, должны будут перейти на типовые программы, созданные вместо примерных. Проект приказа об утверждении типовой, а не примерной дополнительной профессиональной программы представлен регулятором для общественного обсуждения впервые.
В разработанной Минздравом программе указано, какие знания, умения и опыт должен получить специалист в ходе обучения. Так, студенту расскажут о проведении медобследования, лечения и реабилитации пациентов при беременности, в послеродовой период, после прерывания беременности, с гинекологическими заболеваниями и доброкачественными диффузными изменениями молочных желез в стационарных и амбулаторных условиях, а также в дневном стационаре.
Туда же включено обучение для проведения санитарно-просветительной работы среди женщин, направленной на формирование здорового образа жизни, медицинских профилактических осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения женщин с целью выполнения профилактических мероприятий по снижению материнской, перинатальной и гинекологической заболеваемости и оценки эффективности их проведения.
В контур программы вошло обучение специалистов анализу медико-статистической информации, ведению меддокументации, организации деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала, а также оказание медпомощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе при клинической смерти.
Всего предусмотрено пять модулей и итоговая аттестация. Модуль 1 «Акушерство» рассчитан на 144 часа: лекции – 34 часа, семинары – 108 часов и аттестация – 2 часа. Модуль 2 «Практика по акушерству» будет длиться 182 часа (180 – практика, 2 – аттестация). Для модуля 3 «Гинекология» предусмотрено 158 часов: лекции – 38 часов, семинары – 120 часов и аттестация – 2 часа. Далее идет модуль 4 «Практика по гинекологии», где практические занятия составят 180 часов, а аттестация – 2 часа.
Для модуля 5 «Оказание медицинской помощи в экстренной форме» предусмотрены лекции (2 часа) и семинары (6 часов). Итоговая аттестация составит 6 часов.
Промежуточная аттестация по модулям 1, 3 и 5 должна включать в себя решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях в соответствии с содержанием модулей и планируемыми результатами обучения. При этом для модулей 2 и 4 промежуточная аттестация будет включать оценку отчета о прохождении практики, содержащего перечень примененных умений в ходе участия в оказании медпомощи с указанием количества случаев применения каждого умения, выполнения манипуляции.
Критерии успешного прохождения промежуточной аттестации, согласно проекту приказа, должна установить организация, осуществляющая образовательную деятельность. Итоговую аттестацию предложено проводить в форме экзамена, который также включает в себя решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях. Обучающегося могут допустить к итоговой аттестации только при успешном прохождении промежуточных этапов. Документом о квалификации станет диплом о профессиональной переподготовке.
Регулятор представил и нормы по квалификации работников образовательных организаций. Она должна отвечать характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Лекции смогут проводить сотрудники с ученой степенью кандидата или доктора медицинских наук, которые имеют ежегодные публикации в рецензируемых научных изданиях за последние пять лет.
Для модулей 1 и 3 такие занятия могут проводить педагоги с аккредитацией по «акушерству и гинекологии» со стажем по специальности не менее пяти лет. Для модуля 5 лекции должен проводить работник с аккредитацией по одной из специальностей: «анестезиология-реаниматология» или «скорая медицинская помощь», который имеет стаж не менее трех лет.
Не менее 70% объема занятий семинарского типа должны проводить сотрудники с ученой степенью кандидата или доктора медицинских наук. По решению образовательной организации лекции могут полностью или частично проводиться с применением дистанционных технологий, но для семинаров, практик, промежуточных и итоговой аттестаций их использование не допускается.
Проектом установлены и требования к материально-техническому оснащению образовательной организации. Учебная аудитория должна иметь площадь не менее 2 кв. м на одного обучающегося, там необходимо установить видеопроекционную аппаратуру с доступом в интернет. Кроме того, необходимо установить тренажеры (симуляторы, манекены, модели) для формирования умений по родовспоможению при нормальных и осложненных родах, кесаревом сечении, влагалищному исследованию с помощью зеркал, проведению гистероскопии, кольпоскопии, пальпации молочных желез в норме и при патологии.
Отработку навыков экстренной помощи следует проводить в симуляционном кабинете с тренажером, который поможет научиться определять наличие признаков жизни, проходимость дыхательных путей, временной остановки наружного кровотечения, а также поможет изучить навыки сердечно-легочной реанимации, пользования автоматического наружного дефибриллятора, наложения окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки, промывания желудка, поддержания оптимального положения тела в зависимости от его состояния.
Корректировки в № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», регламентирующие право Минздрава утверждать типовые ДПО для образовательных организаций (в том числе медфакультетов в непрофильных вузах и частных учебных заведений), были утверждены в конце февраля 2025 года. Тогда же президент Владимир Путин установил запрет на дистанционное обучение при получении мед- и фармобразования. Ранее образовательные программы для ДПО основывались лишь на примерных программах, которые не имели четких требований.
Если приказ утвердят, он вступит в силу 1 марта 2026 года. Тогда же организации, где проходят переобучение медики и фармацевты, должны будут перейти на типовые программы, созданные вместо примерных. Проект приказа об утверждении типовой, а не примерной дополнительной профессиональной программы представлен регулятором для общественного обсуждения впервые.
В разработанной Минздравом программе указано, какие знания, умения и опыт должен получить специалист в ходе обучения. Так, студенту расскажут о проведении медобследования, лечения и реабилитации пациентов при беременности, в послеродовой период, после прерывания беременности, с гинекологическими заболеваниями и доброкачественными диффузными изменениями молочных желез в стационарных и амбулаторных условиях, а также в дневном стационаре.
Туда же включено обучение для проведения санитарно-просветительной работы среди женщин, направленной на формирование здорового образа жизни, медицинских профилактических осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения женщин с целью выполнения профилактических мероприятий по снижению материнской, перинатальной и гинекологической заболеваемости и оценки эффективности их проведения.
В контур программы вошло обучение специалистов анализу медико-статистической информации, ведению меддокументации, организации деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала, а также оказание медпомощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе при клинической смерти.
Всего предусмотрено пять модулей и итоговая аттестация. Модуль 1 «Акушерство» рассчитан на 144 часа: лекции – 34 часа, семинары – 108 часов и аттестация – 2 часа. Модуль 2 «Практика по акушерству» будет длиться 182 часа (180 – практика, 2 – аттестация). Для модуля 3 «Гинекология» предусмотрено 158 часов: лекции – 38 часов, семинары – 120 часов и аттестация – 2 часа. Далее идет модуль 4 «Практика по гинекологии», где практические занятия составят 180 часов, а аттестация – 2 часа.
Для модуля 5 «Оказание медицинской помощи в экстренной форме» предусмотрены лекции (2 часа) и семинары (6 часов). Итоговая аттестация составит 6 часов.
Промежуточная аттестация по модулям 1, 3 и 5 должна включать в себя решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях в соответствии с содержанием модулей и планируемыми результатами обучения. При этом для модулей 2 и 4 промежуточная аттестация будет включать оценку отчета о прохождении практики, содержащего перечень примененных умений в ходе участия в оказании медпомощи с указанием количества случаев применения каждого умения, выполнения манипуляции.
Критерии успешного прохождения промежуточной аттестации, согласно проекту приказа, должна установить организация, осуществляющая образовательную деятельность. Итоговую аттестацию предложено проводить в форме экзамена, который также включает в себя решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях. Обучающегося могут допустить к итоговой аттестации только при успешном прохождении промежуточных этапов. Документом о квалификации станет диплом о профессиональной переподготовке.
Регулятор представил и нормы по квалификации работников образовательных организаций. Она должна отвечать характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Лекции смогут проводить сотрудники с ученой степенью кандидата или доктора медицинских наук, которые имеют ежегодные публикации в рецензируемых научных изданиях за последние пять лет.
Для модулей 1 и 3 такие занятия могут проводить педагоги с аккредитацией по «акушерству и гинекологии» со стажем по специальности не менее пяти лет. Для модуля 5 лекции должен проводить работник с аккредитацией по одной из специальностей: «анестезиология-реаниматология» или «скорая медицинская помощь», который имеет стаж не менее трех лет.
Не менее 70% объема занятий семинарского типа должны проводить сотрудники с ученой степенью кандидата или доктора медицинских наук. По решению образовательной организации лекции могут полностью или частично проводиться с применением дистанционных технологий, но для семинаров, практик, промежуточных и итоговой аттестаций их использование не допускается.
Проектом установлены и требования к материально-техническому оснащению образовательной организации. Учебная аудитория должна иметь площадь не менее 2 кв. м на одного обучающегося, там необходимо установить видеопроекционную аппаратуру с доступом в интернет. Кроме того, необходимо установить тренажеры (симуляторы, манекены, модели) для формирования умений по родовспоможению при нормальных и осложненных родах, кесаревом сечении, влагалищному исследованию с помощью зеркал, проведению гистероскопии, кольпоскопии, пальпации молочных желез в норме и при патологии.
Отработку навыков экстренной помощи следует проводить в симуляционном кабинете с тренажером, который поможет научиться определять наличие признаков жизни, проходимость дыхательных путей, временной остановки наружного кровотечения, а также поможет изучить навыки сердечно-легочной реанимации, пользования автоматического наружного дефибриллятора, наложения окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки, промывания желудка, поддержания оптимального положения тела в зависимости от его состояния.
Корректировки в № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», регламентирующие право Минздрава утверждать типовые ДПО для образовательных организаций (в том числе медфакультетов в непрофильных вузах и частных учебных заведений), были утверждены в конце февраля 2025 года. Тогда же президент Владимир Путин установил запрет на дистанционное обучение при получении мед- и фармобразования. Ранее образовательные программы для ДПО основывались лишь на примерных программах, которые не имели четких требований.