Минздрав России опубликовал скорректированный проект приказа, утверждающий порядок определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК) при закупках лекарств. В этой версии документа появились новые исключения из правил расчетов средневзвешенной и референтной цены, уточнено, как определять НМЦК при повторном объявлении аукциона, если первый не состоялся. Кроме того документом предусматривается, что для определения цены закупки у единственного поставщика заказчик сможет применить только один из четырех возможных методов анализа рынка.
Основные принципы определения НМЦК сохранились: цена рассчитывается как минимальное значение из определенных по четырем методикам – сопоставления рыночных цен, выбора тарифа из ГРЛС, средневзвешенной цены исполненных контрактов и референтной цены из ЕГИСЗ.
Предыдущая версия приказа не конкретизировала, как рассчитывать НМЦК, если на впервые объявленный аукцион не поступили заявки. Теперь Минздрав уточнил, что за единицу берется следующее по возрастанию значение НМЦК из рассчитанных по четырем методикам. Если участников тендера и в этом случае не найдется, заказчиком должна предлагаться НМЦК не выше максимальной зарегистрированной предельной цены.
При расчете методом определения средневзвешенной цены, согласно новой версии приказа, не учитываются стоимость контрактов на поставку препаратов, которые закупались у единственного поставщика или обозначенных в описании объекта закупки торговых наименований. Также заказчик вправе не учитывать цену контрактов на поставку однокомпонентных препаратов при закупке многокомпонентных (комбинированных). Появилась поправка и по сроку годности: цены контрактов на поставку препаратов, срок годности которых как минимум на 20% отличается от актуальных требований, тоже не учитываются. Также не должна браться в расчет цена контракта, по которому с поставщика была взыскана неустойка.
При закупке лекарств у единственного поставщика, согласно вновь предложенному порядку, референтные цены не учитываются. Более того, заказчик вправе пользоваться только одним методом – анализа рынка.
В новом регламенте уточнено требование не учитывать при расчете НМЦК значение цены на препарат, в настоящий момент отсутствующий в обороте: при определении статуса препарата нужно основываться на данных Росздравнадзора.
Действующий порядок утвержден в декабре 2017 года приказом №871н. Он предлагал поэтапное применение различных методик расчета цен. Например, учет референтной цены стал обязательным с 2019 года.Но в декабре 2018 года Минздрав в своем письме разъяснил, что переход на использование референтных цен тоже будет поэтапным, по мере определения взаимозаменяемости препаратов, а цены из ЕГИСЗ являются справочными и могут быть просто приняты к сведению. В обновленной версии ЕГИСЗ понятие «референтные цены» было заменено на «средневзвешенные», и заказчики продолжили его использовать.
Около четверти всех объявленных в первом полугодии 2019 года лекарственных аукционов не состоялись. Над новой версией порядка определения НМЦК Минздрав работает с сентября 2019 года.