«Действующее правовое регулирование не содержит положений, которые бы определяли после смерти человека правовой режим доступа к информации о состоянии его здоровья и медицинской документации, в частности, его супруга (супруги), близких родственников, а также лица, указанного в информированном добровольном согласии пациента на медицинское вмешательство в качестве лица, которому в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья, каким должен быть объем сообщаемой информации, форма и сроки ее предоставления», – говорится в карточке проекта.
Общественное обсуждение инициативы продлится до 19 февраля 2020 года.
В середине января 2020 года, рассмотрев жалобу Риммы Свечниковой, КС РФ постановил внести изменения в 323-ФЗ, так как некоторые положения ст. 13 («Соблюдение врачебной тайны»), ст. 19 («Право на медицинскую помощь») и ст. 20 («Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства») закона не соответствуют нескольким нормам Конституции РФ.
«С одной стороны, раскрытие медицинской документации охватывается достаточно строгими гарантиями защиты личной тайны и персональных данных умершего, проистекающими из конституционных требований уважения его частной жизни, а с другой стороны, в ряде случаев раскрытие врачебной тайны может требоваться как для выполнения государством своих позитивных обязательств по защите права на жизнь в аспекте расследования смерти пациента, так и в контексте защиты прав и законных интересов переживших его членов его семьи», – говорится в постановлении КС РФ.
В 2015 году Конституционный суд уже допускал раскрытие врачебной тайны в исключительных случаях – по запросам следствия, суда или прокуратуры с целью защиты прав граждан. Тогда же депутаты внесли в Госдуму законопроект, согласно которому допускается разглашение врачебной тайны умершего по требованию родственников. Однако в июне 2017 года документ был отклонен.