Введение «второго лишнего» не приведет к увеличению нагрузки на бюджет, считают в Минпромторге. Обсуждаемый механизм не повлияет и на объем инвестиций в российскую фармотрасль, полагают в ведомстве.
Министерство промышленности и торговли не видит рисков повышения нагрузки на различные бюджеты из-за введения так называемого механизма второй лишний. Такой ответ дал первый заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков производителям. Копия письма есть у «ФВ».
Такие риски были описаны в обращении фармацевтических и пациентских организаций в Минпромторг, следует из документа. «Описанные в обращении риски, связанные с повышением нагрузки на бюджеты различных уровней в связи с введением указанного механизма, не аргументированы, поскольку применение механизма возможно только при наличии нескольких лекарственных препаратов в рамках одного МНН», — поясняет Минпромторг. К тому же, указывают в министерстве, существующая методика ценообразования на препараты ЖНВЛП предусматривает применение понижающих коэффициентов относительно цен референтных лекарственных средств, что тоже не повлияет на увеличение бюджетной нагрузки.
| Правило «второй лишний» предусматривает, что государственный заказчик будет обязан отклонять какие-либо заявки на госторгах, если будет подана хоть одна заявка от поставщика препарата полного цикла (начиная с синтеза субстанции) на территории стран – членов Евразийского экономического союза. Его планируют применять в отношении стратегически значимых лекарственных препаратов (перечень СЗЛС). |
В Министерстве указывают, что вывод на рынок отечественных препаратов в рамках госзакупок, наоборот, позволил обеспечить экономию бюджетных средств по ряду биотехнологических и химических препаратов. «Так, например, за счет появления биоаналога экулизумаба удалось снизить стоимость года терапии пароксизмальной ночной гемоглобинурии и атипичного гемолитико-уремиического синдрома на 25%, а за счет присутствия биоаналога адалимумаба сделать доступнее на 30% терапию ювенильного артирта», — говорится в письме.
В документе со ссылкой на данные ГРЛС сообщается, что из 215 МНН, включенных в перечень СЗЛС по 81 МНН на территории Российской Федерации отсутствует производство субстанций, а по 31 МНН отсутствует производство готовой лекарственной формы.
Учитывая, что механизм «второй лишний» планируется применять только в отношении препаратов перечня СЗЛС, он может распространяться не более чем на 17% препаратов ЖНВЛП, а в перспективе — не более, чем на 28% жизненно необходимых лекарств, указывает Минпромторг.
Не повияет и на инвестиции
Введение «второго лишнего» не приведет и к снижению инвестиций в российскую фармотрасль, полагают в ведомстве. С момента введения механизма «третьего лишнего», который дает преимущество российским производителям на госторгах, объем инвестиций демонстрировал ежегодный прирост и накопленный итог с 2016 года по первое полугодие 2020 года превысил 160 млрд руб., подчеркнул Осьмаков.
Ссылаясь на данные Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), ведомство указало, что в настоящий момент компании-члены ассоциации реализуют порядка 47 проектов по локализации производства препаратов на территории России. Из них около 60% включают в себя локализацию до стадии производства ГЛФ. В связи с этим, считает Минпромторг, последовательно проводимая политика импортозамещения оказывает положительный эффект в том числе и на деятельность международных компаний по трансферу технологий производства ЛП.
В министерстве отметили, что введение «второго лишнего» сейчас всесторонне обсуждается с представителями медицинского сообщества и федеральными органами исполнительной власти. Затем, указывает Минпромторг, этот вопрос пройдет широкое обсуждение на различных экспертных площадках с участием профессионального сообщества и пациентских организаций.
Мнение отрасли
В отрасли нет однозначного мнения по поводу введения «второго лишнего». Одни считают, что механизм будет стимулировать российских производителей на организацию полного цикла в России, другие — что это приведет к искусственной монополизации рынка, зависимости всей системы здравоохранения от ограниченного количества производителей препаратов полного цикла, а также оттоку инвестиций.
Исполнительный директор AIPM Владимир Шипков заявлял, что вопрос введения нового механизма обсуждают без участия представителей иностранной фармы.



