Введение «второго лишнего» не приведет к увеличению нагрузки на бюджет, считают в Минпромторге. Обсуждаемый механизм не повлияет и на объем инвестиций в российскую фармотрасль, полагают в ведомстве.
Министерство промышленности и торговли не видит рисков повышения нагрузки на различные бюджеты из-за введения так называемого механизма второй лишний. Такой ответ дал первый заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков производителям. Копия письма есть у «ФВ».
Такие риски были описаны в обращении фармацевтических и пациентских организаций в Минпромторг, следует из документа. «Описанные в обращении риски, связанные с повышением нагрузки на бюджеты различных уровней в связи с введением указанного механизма, не аргументированы, поскольку применение механизма возможно только при наличии нескольких лекарственных препаратов в рамках одного МНН», — поясняет Минпромторг. К тому же, указывают в министерстве, существующая методика ценообразования на препараты ЖНВЛП предусматривает применение понижающих коэффициентов относительно цен референтных лекарственных средств, что тоже не повлияет на увеличение бюджетной нагрузки.
Правило «второй лишний» предусматривает, что государственный заказчик будет обязан отклонять какие-либо заявки на госторгах, если будет подана хоть одна заявка от поставщика препарата полного цикла (начиная с синтеза субстанции) на территории стран – членов Евразийского экономического союза. Его планируют применять в отношении стратегически значимых лекарственных препаратов (перечень СЗЛС). |
В Министерстве указывают, что вывод на рынок отечественных препаратов в рамках госзакупок, наоборот, позволил обеспечить экономию бюджетных средств по ряду биотехнологических и химических препаратов. «Так, например, за счет появления биоаналога экулизумаба удалось снизить стоимость года терапии пароксизмальной ночной гемоглобинурии и атипичного гемолитико-уремиического синдрома на 25%, а за счет присутствия биоаналога адалимумаба сделать доступнее на 30% терапию ювенильного артирта», — говорится в письме.
В документе со ссылкой на данные ГРЛС сообщается, что из 215 МНН, включенных в перечень СЗЛС по 81 МНН на территории Российской Федерации отсутствует производство субстанций, а по 31 МНН отсутствует производство готовой лекарственной формы.
Учитывая, что механизм «второй лишний» планируется применять только в отношении препаратов перечня СЗЛС, он может распространяться не более чем на 17% препаратов ЖНВЛП, а в перспективе — не более, чем на 28% жизненно необходимых лекарств, указывает Минпромторг.
Не повияет и на инвестиции
Введение «второго лишнего» не приведет и к снижению инвестиций в российскую фармотрасль, полагают в ведомстве. С момента введения механизма «третьего лишнего», который дает преимущество российским производителям на госторгах, объем инвестиций демонстрировал ежегодный прирост и накопленный итог с 2016 года по первое полугодие 2020 года превысил 160 млрд руб., подчеркнул Осьмаков.
Ссылаясь на данные Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), ведомство указало, что в настоящий момент компании-члены ассоциации реализуют порядка 47 проектов по локализации производства препаратов на территории России. Из них около 60% включают в себя локализацию до стадии производства ГЛФ. В связи с этим, считает Минпромторг, последовательно проводимая политика импортозамещения оказывает положительный эффект в том числе и на деятельность международных компаний по трансферу технологий производства ЛП.
В министерстве отметили, что введение «второго лишнего» сейчас всесторонне обсуждается с представителями медицинского сообщества и федеральными органами исполнительной власти. Затем, указывает Минпромторг, этот вопрос пройдет широкое обсуждение на различных экспертных площадках с участием профессионального сообщества и пациентских организаций.
Мнение отрасли
В отрасли нет однозначного мнения по поводу введения «второго лишнего». Одни считают, что механизм будет стимулировать российских производителей на организацию полного цикла в России, другие — что это приведет к искусственной монополизации рынка, зависимости всей системы здравоохранения от ограниченного количества производителей препаратов полного цикла, а также оттоку инвестиций.
Исполнительный директор AIPM Владимир Шипков заявлял, что вопрос введения нового механизма обсуждают без участия представителей иностранной фармы.