«Анализ правоприменительной практики демонстрирует объективную необходимость принятия комплексных решений, не позволяющих осуществлять оборот продукции с рисками подтверждения безопасности без подтверждения начала осуществления предпринимательской деятельности, а также без передачи органам контроля и надзора полной информации для проведения мероприятий в случае нарушений производителями или организациями розничной торговли обязательных требований в сфере маркировки», – отмечается в пояснительной записке к проекту постановления.
Ранее Минпромторг проводил эксперимент в отношении парфюмерной продукции, шин, упакованной воды и обувных товаров с целью определить возможности для борьбы с контрафактом на рынке. Результаты эксперимента показали – для противодействия нелегальным производителям необходимо внедрение дополнительных механизмов проверки сведений, которые участники оборота предоставляют в информационную систему мониторинга. Для это предложено сверять данные со сведениями из реестров разрешительных документов.
Например, механизмы ГИС будут использоваться для проверки факта подачи уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности. Регулятор предложил ввести и обязанность о передаче в информсистему данных о конкретном адресе места осуществления деятельности производителя.
Отсутствие таких сведений в ГИС на данный момент «существенно усложняет» проведение контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с утвержденными индикаторами риска из-за невозможности идентификации объекта. В связи с этим в Минпромторге намерены «расширить состав подаваемых участниками оборота сведений для устранения указанной неопределенности».
Так, предпринимателю придется добавлять в ГИС код причины постановки на учет по месту осуществления деятельности, а также глобальный уникальный идентификатор адресного объекта (места деятельности) в федеральной информационной адресной системе.
Проектом постановления предложено расширить и перечень причин отказа в регистрации участников оборота товаров, регистрации продукции (создании карточки товара) и ее вводе в оборот. Например, с 1 марта 2026 года предприниматель не сможет зарегистрироваться в информационной системе мониторинга в случае отсутствия уведомления о начале осуществления деятельности в едином реестре, несоответствия информации в заявлении (о регистрации, видах деятельности и начале ее осуществления) и несоответствия данных о месте производства продукции.
Основанием для отказа в приеме документов или во внесении в подсистему национального каталога маркированных товаров предложено также считать такие пункты – код товара не принадлежит заявителю или отсутствует согласие владельца кода товара на его использование, разрешительные документы отсутствуют в реестре свидетельств о госрегистрации продукции Евразийской экономической комиссии и (или) реестре свидетельств о государственной регистрации продукции Роспотребнадзора.
Отказать предпринимателю в регистрации в ГИС могут и при аннулировании разрешительных документов, а также при несоответствии регистрируемого товара сведениям из разрешительных документов.
Кроме того, с 1 июня 2026 году импортеру указанной продукции могут отказать во внесении в информационную систему мониторинга сведений при наличии данных о разрешительных документах, указанных в таможенной документации, которые не были предоставлены при регистрации товаров, а также в случае аннулирования или приостановки действия таких документов.
Согласно проекту постановления, Роспотребнадзор будет передавать из реестра свидетельств о государственной регистрации продукции в информационную систему мониторинга некоторые сведения: о виде, номере и дате разрешительного документа, об основном государственном регистрационном номере юридического лица, на которого он оформлен, о его текущем статусе и о причинах его смены.
В декабре 2024 года Правительство РФ установило новые условия по маркировке антисептиков и БАД. С 1 марта 2025 года участники оборота парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской упаковки антимикробным действием, а также средств для дезинфекции помещений, оборудования, инструментов, одежды, белья и кожных антисептиков, подают в ГИС мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке, заявление на их регистрацию.
В конце июля Роспотребнадзор отчитался о работе системы обязательной маркировки БАД за первые шесть месяцев 2025 года. За указанный период удалось пресечь 12,3 млн попыток продажи БАД с различными нарушениями (5% от общего оборота). По признакам контрафакта было заблокировано 4,87 млн упаковок, еще по 2,8 млн упаковок производители не подали сведения о вводе в оборот либо были обнаружены нарушения корректности кодов и сроков годности.
«Анализ правоприменительной практики демонстрирует объективную необходимость принятия комплексных решений, не позволяющих осуществлять оборот продукции с рисками подтверждения безопасности без подтверждения начала осуществления предпринимательской деятельности, а также без передачи органам контроля и надзора полной информации для проведения мероприятий в случае нарушений производителями или организациями розничной торговли обязательных требований в сфере маркировки», – отмечается в пояснительной записке к проекту постановления.
Ранее Минпромторг проводил эксперимент в отношении парфюмерной продукции, шин, упакованной воды и обувных товаров с целью определить возможности для борьбы с контрафактом на рынке. Результаты эксперимента показали – для противодействия нелегальным производителям необходимо внедрение дополнительных механизмов проверки сведений, которые участники оборота предоставляют в информационную систему мониторинга. Для это предложено сверять данные со сведениями из реестров разрешительных документов.
Например, механизмы ГИС будут использоваться для проверки факта подачи уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности. Регулятор предложил ввести и обязанность о передаче в информсистему данных о конкретном адресе места осуществления деятельности производителя.
Отсутствие таких сведений в ГИС на данный момент «существенно усложняет» проведение контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с утвержденными индикаторами риска из-за невозможности идентификации объекта. В связи с этим в Минпромторге намерены «расширить состав подаваемых участниками оборота сведений для устранения указанной неопределенности».
Так, предпринимателю придется добавлять в ГИС код причины постановки на учет по месту осуществления деятельности, а также глобальный уникальный идентификатор адресного объекта (места деятельности) в федеральной информационной адресной системе.
Проектом постановления предложено расширить и перечень причин отказа в регистрации участников оборота товаров, регистрации продукции (создании карточки товара) и ее вводе в оборот. Например, с 1 марта 2026 года предприниматель не сможет зарегистрироваться в информационной системе мониторинга в случае отсутствия уведомления о начале осуществления деятельности в едином реестре, несоответствия информации в заявлении (о регистрации, видах деятельности и начале ее осуществления) и несоответствия данных о месте производства продукции.
Основанием для отказа в приеме документов или во внесении в подсистему национального каталога маркированных товаров предложено также считать такие пункты – код товара не принадлежит заявителю или отсутствует согласие владельца кода товара на его использование, разрешительные документы отсутствуют в реестре свидетельств о госрегистрации продукции Евразийской экономической комиссии и (или) реестре свидетельств о государственной регистрации продукции Роспотребнадзора.
Отказать предпринимателю в регистрации в ГИС могут и при аннулировании разрешительных документов, а также при несоответствии регистрируемого товара сведениям из разрешительных документов.
Кроме того, с 1 июня 2026 году импортеру указанной продукции могут отказать во внесении в информационную систему мониторинга сведений при наличии данных о разрешительных документах, указанных в таможенной документации, которые не были предоставлены при регистрации товаров, а также в случае аннулирования или приостановки действия таких документов.
Согласно проекту постановления, Роспотребнадзор будет передавать из реестра свидетельств о государственной регистрации продукции в информационную систему мониторинга некоторые сведения: о виде, номере и дате разрешительного документа, об основном государственном регистрационном номере юридического лица, на которого он оформлен, о его текущем статусе и о причинах его смены.
В декабре 2024 года Правительство РФ установило новые условия по маркировке антисептиков и БАД. С 1 марта 2025 года участники оборота парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской упаковки антимикробным действием, а также средств для дезинфекции помещений, оборудования, инструментов, одежды, белья и кожных антисептиков, подают в ГИС мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке, заявление на их регистрацию.
В конце июля Роспотребнадзор отчитался о работе системы обязательной маркировки БАД за первые шесть месяцев 2025 года. За указанный период удалось пресечь 12,3 млн попыток продажи БАД с различными нарушениями (5% от общего оборота). По признакам контрафакта было заблокировано 4,87 млн упаковок, еще по 2,8 млн упаковок производители не подали сведения о вводе в оборот либо были обнаружены нарушения корректности кодов и сроков годности.