По мнению заместителя директора департамента финансовой политики Минфина РФ Веры Балакиревой, в системе добровольного медицинского страхования (ДМС) следует ввести инструменты контроля качества медуслуг, по аналогии с механизмом, действующим в системе ОМС.
В системе ДМС возможен такой же подход к контролю качества медицинских услуг, как и в ОМС, и он приветствуется, считает Балакирева. «Наверное, это реальная и совершенно возможная вещь. Вопрос чисто технологический: как выстроить взаимодействие. Как сделать так, чтобы эта информация где-то аккумулировалась, и можно было соотнести качество услуг по ОМС и ДМС в отношении этого единственного пациента», – приводит ее слова РИА Новости.
В частности, чтобы внедрить такой инструмент в системе ДМС, отмечает Балакирева, необходимо выработать подходы, критерии к видам медпомощи, собрать специальные комиссии по разным направлениям.
В настоящее время у страховщиков – операторов рынка ДМС действительно отсутствуют законные основания для полноценной экспертизы деятельности клиник. Этот механизм может быть прописан в проекте закона «О ДМС», разработка которого ведется экспертами Всероссийского союза страховщиков.
Проверка медучреждений – контрагентов ДМС может быть организована по аналогии с мониторингом объема и качества оказания медпомощи в системе ОМС. Как говорил ранее Vademecum заместитель директора по ДМС компании Allianz Александр Пилипчук, в договорах со страховой компанией клиники могут настаивать на условиях проведения экспертизы, что затрудняет контроль, или полностью от нее отказаться: «Одну и ту же болезнь в разных клиниках лечат далеко не всегда единообразно – это может быть как одна услуга, так и пять. Нередко крупные корпоративные клиенты в качестве обязательного условия для страхования указывают наличие договора с конкретной клиникой, в этих случаях страховщикам приходится идти на невыгодные для себя условия». Другой источник на страховом рынке оказался более резким в оценках: «На самом деле вопрос какого-то особого надзора за клиниками не настолько острый, так как у нас всегда есть право рано или поздно отказаться от работы с медучреждением, которое нас обманывает».
Кроме того, внедрение систематического контроля качества медуслуг, оказываемых по ДМС, может привести к росту стоимости страховой программы, заключила Вера Балакирева.
В системе ОМС, напротив, законодательные нормы для осуществления контроля качества медуслуг имеются. В ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» указано, что страховые медицинские организации, как участники системы ОМС, располагают полномочиями по контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Однако, как отметил в ходе форума ОНФ 7 сентября 2015 года президент России Владимир Путин, страховщики, работающие в системе ОМС, не всегда следят за качеством медпомощи.
«Конечно, изначально предполагалось, что они будут контролировать качество оказываемых услуг, но и это не всегда происходит. Нужно действительно повышать их ответственность и придать им больше страхового качества. Они должны быть не посредниками, а именно страховщиками», – заметил президент.