Начало 2023 года принесло новые трудности частным и государственным клиникам, оплачивающим лизинг медтехники средствами ОМС. Минздрав, внеся 59-страничный пакет поправок в Правила ОМС, небольшой строкой запретил оплачивать такой вид аренды суммами свыше 1 млн рублей в год – и то, если у организации нет просроченной кредиторской задолженности. До 10 января 2023 года медорганизациям, оказывающим услуги в системе ОМС, разрешалось тратить вырученные средства на лизинг оборудования без выкупа в любом объеме, а при выкупе – в пределах 100 тысяч рублей.
В большей степени новелла ударила по частным клиникам, которым теперь лизинг приходится оплачивать только из собственных средств (у госклиник все же есть возможность привлечь деньги из бюджета). Так как новый лимит не может покрыть издержки клиник на закупку тяжелой медтехники, и ФФОМС, и Минздраву пришлось объяснять свое решение, тем более что до января позиция регуляторов по этому вопросу была диаметрально противоположной. В ведомствах объясняли, что средства ОМС необходимы не для дооснащения клиник, а для оплаты медпомощи и труда врачей, а оборудование можно (и даже нужно) закупать и на средства регионального бюджета.
Операторы лизинга медтехники, опрошенные Vademecum, отнеслись к новой норме неоднозначно. Одни посчитали, что ограничение действительно негативно повлияет на работу клиник и лизингодателей, другие отреагировали более спокойно, отметив, что существенная коррекция спроса на финансовую аренду медоборудования в связи новеллой маловероятна.
Несмотря на широкий спектр инструментов Правительства РФ и Минздрава для проверок клиник, их руководителей и учредителей, в России почти нет систем измерения уровня развитости организации медпомощи в регионах. Национальные показатели носят либо слишком общий, либо политизированный характер, а аудит ОМС скорее призван не допустить излишних трат страхового бюджета.
Пробел задумали исправить в ЦЭККМП Минздрава – там, как выяснил Vademecum, предложили и апробировали методику определения качества организации медпомощи и эффективности лечения по конкретному профилю в каждом отдельно взятом регионе. В центре посчитали: раз отраслевые федеральные проекты подходят к завершению, а значит, вскоре будут закрыты «процессные» задачи здравоохранения (дооснащение и развитие инфраструктуры), то самое время оценивать, эффективно ли эта инфраструктура используется.
Пока специалисты ЦЭККМП предложили совместно с федеральными медцентрами критерии оценки по четырем профилям медпомощи: «офтальмология», «эндокринология», «педиатрия» и «сердечно-сосудистая хирургия». В зависимости от профиля, полные перечни критериев состоят из 13–25 пунктов, в их числе – показатели работы на стационарном (операционная активность, осложнения, занятость коек) и амбулаторном (диспансерный охват, обеспеченность медизделиями и лекарствами) этапах. К общим для всех профилей позициям можно отнести заболеваемость (выявляемость) на уровне региона, количество профильных коек и смертность.
Мнения насчет новой модели оценки разделились: в федцентрах уверены, что регионы необходимо проверять по понятной и одобренной экспертами системе, а в регионах указали на недостаточную проработанность критериев и их отдаленность от реальности.
Чтобы очертить пресловутый цифровой контур здравоохранения, нужно начать с себя – не так давно поняли некоторые профильные министры из регионов. Тем более что на это есть прямой запрос: целевая аудитория минздравов и депздравов – пациенты – все чаще предпочитает обращаться к представителям ведомств не по телефону или лично, а через соцсети. Но некоторые каналы связи с определенного времени официально недоступны (Instagram и Facebook, принадлежащие компании Meta, признаны экстремистскими и запрещены в РФ), и чиновникам пришлось адаптироваться в других новых медиа – «ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram.
Примечательно, что, как показал наш серфинг, по состоянию на июль 2023 года личные каналы в соцсетях вели 64 из 85 действующих руководителей профильных региональных ведомств (новые субъекты России в выборку не попали). Еще удивительнее, что аккаунтов не оказалось у деятелей из «продвинутых» регионов – главы Депздрава Москвы Алексея Хрипуна и министра здравоохранения Московской области Алексея Сапанюка. Наиболее же активными, как выяснил Vademecum, оказались чиновники из 33 регионов, на основе чего и был составлен наш рейтинг – ТОП33.
Участники рейтинга соглашаются с опрошенными Vademecum пиар-специалистами в том, что без коммуникации и обратной связи полноценная работа невозможна. Некоторые чиновники признаются, что не успевают вести свои каналы полноценно, и поэтому делегируют часть этих обязанностей пресс-службе. Другие же утверждают, что самостоятельно наполняют аккаунты и ведут коммуникацию с пользователями, но такие заявления вызывают у профильных экспертов сомнение. В то же время многие из знатоков новых медиа соглашаются: в соцсетях важен «тренд на искренность», так как аудитория хочет слышать мнение конкретных управленцев о тех или иных событиях, а не читать сухие пресс-релизы. Однако быть на одной волне с пользователями удается далеко не всем из представленных в нашем рейтинге чиновников.
Успех в соцсетях зависит и от выбора платформы. «Одноклассники», например, наименее выгодная для госуправленцев площадка, Telegram популярен только в Европейской части России, а вот сеть «ВКонтакте» оказалась наиболее востребованным местом встречи министров с гражданами. Однако на каждой из площадок чиновникам стоит вести себя аккуратно – любое чрезвычайное действие (например, блокировка чьих-либо комментариев) может вызвать мгновенную и, как правило, резко негативную реакцию пользователей. Эксперты советуют госуправленцам не отгораживаться от своей аудитории, стараться решать конфликты публично и вести работу по устранению негативных явлений. Кроме того, сходятся во мнении чиновники и эксперты, личный аккаунт стоит считать не только инструментом для решения проблем, но и местом своего развития, в том числе карьерного.
Введенные в 2023 году социальные допвыплаты медикам первичного звена, призванные компенсировать нерастущие зарплаты медиков, в реальности спровоцировали волну недовольства профсообщества и череду судебных разбирательств.
Изначально опубликованный текст ПП №2568 о выплатах не дал регионам, клиникам и самим медикам исчерпывающего ответа на закономерный вопрос, какие именно должности в штатном расписании однозначно включенных в документ медорганизаций предусматривают получение финансовой поддержки. Итогом стало исключение (правомерное либо нет) ряда медиков из периметра доплат. Не получившие убедительных разъяснений у непосредственных руководителей и местных организаторов здравоохранения, сотрудники искали справедливости в профсоюзах, федеральном Минздраве, Социальном фонде, Правительстве РФ, прокуратуре и, наконец, в судах.
Vademecum выяснил, что суды, куда в итоге дошли некоторые медики, во второй половине 2023-го стали все чаще удовлетворять гражданские иски и обязывали минздравы назначать выплату. В каких-то случаях суды прямо указывали на нарушение клиникой ПП №2568, в других – после разбора обстоятельств, например, уточнения фактически выполняемых сотрудником функций.
В 2023 году в московском Центре эндоваскулярной хирургии и литотрипсии (ЦЭЛТ), одном из старейших частных медцентров страны, завершилась эпоха Александра Бронштейна. Основатель и бессменный лидер ЦЭЛТ покинул клинику, уступив руководящий пост и свою долю инвесторам из Индии.
Смена владельцев в начале 2023-го должна была принести Бронштейну и команде поток новых инвестиций и спасти клинику от стагнации и роста убыточности, однако к середине года из-за различных взглядов на работу клиники у основателя ЦЭЛТ и нового гендиректора компании Кумара Раджива, как свидетельствовали наши источники в клинике, возникли непримиримые разногласия. Итогом стал демонтаж фамилии Бронштейн как с фасада и интерьеров клиники, так и удаление имени основателя с сайта медцентра.
Сам Александр Бронштейн, как и Кумар Раджив, деталями конфликта не делится. По словам Бронштейна, ушедшего в итоге на пенсию и продавшего свою долю в медцентре, для него все закончилось «хорошо».
Начало 2023 года принесло новые трудности частным и государственным клиникам, оплачивающим лизинг медтехники средствами ОМС. Минздрав, внеся 59-страничный пакет поправок в Правила ОМС, небольшой строкой запретил оплачивать такой вид аренды суммами свыше 1 млн рублей в год – и то, если у организации нет просроченной кредиторской задолженности. До 10 января 2023 года медорганизациям, оказывающим услуги в системе ОМС, разрешалось тратить вырученные средства на лизинг оборудования без выкупа в любом объеме, а при выкупе – в пределах 100 тысяч рублей.
В большей степени новелла ударила по частным клиникам, которым теперь лизинг приходится оплачивать только из собственных средств (у госклиник все же есть возможность привлечь деньги из бюджета). Так как новый лимит не может покрыть издержки клиник на закупку тяжелой медтехники, и ФФОМС, и Минздраву пришлось объяснять свое решение, тем более что до января позиция регуляторов по этому вопросу была диаметрально противоположной. В ведомствах объясняли, что средства ОМС необходимы не для дооснащения клиник, а для оплаты медпомощи и труда врачей, а оборудование можно (и даже нужно) закупать и на средства регионального бюджета.
Операторы лизинга медтехники, опрошенные Vademecum, отнеслись к новой норме неоднозначно. Одни посчитали, что ограничение действительно негативно повлияет на работу клиник и лизингодателей, другие отреагировали более спокойно, отметив, что существенная коррекция спроса на финансовую аренду медоборудования в связи новеллой маловероятна.
Несмотря на широкий спектр инструментов Правительства РФ и Минздрава для проверок клиник, их руководителей и учредителей, в России почти нет систем измерения уровня развитости организации медпомощи в регионах. Национальные показатели носят либо слишком общий, либо политизированный характер, а аудит ОМС скорее призван не допустить излишних трат страхового бюджета.
Пробел задумали исправить в ЦЭККМП Минздрава – там, как выяснил Vademecum, предложили и апробировали методику определения качества организации медпомощи и эффективности лечения по конкретному профилю в каждом отдельно взятом регионе. В центре посчитали: раз отраслевые федеральные проекты подходят к завершению, а значит, вскоре будут закрыты «процессные» задачи здравоохранения (дооснащение и развитие инфраструктуры), то самое время оценивать, эффективно ли эта инфраструктура используется.
Пока специалисты ЦЭККМП предложили совместно с федеральными медцентрами критерии оценки по четырем профилям медпомощи: «офтальмология», «эндокринология», «педиатрия» и «сердечно-сосудистая хирургия». В зависимости от профиля, полные перечни критериев состоят из 13–25 пунктов, в их числе – показатели работы на стационарном (операционная активность, осложнения, занятость коек) и амбулаторном (диспансерный охват, обеспеченность медизделиями и лекарствами) этапах. К общим для всех профилей позициям можно отнести заболеваемость (выявляемость) на уровне региона, количество профильных коек и смертность.
Мнения насчет новой модели оценки разделились: в федцентрах уверены, что регионы необходимо проверять по понятной и одобренной экспертами системе, а в регионах указали на недостаточную проработанность критериев и их отдаленность от реальности.
Чтобы очертить пресловутый цифровой контур здравоохранения, нужно начать с себя – не так давно поняли некоторые профильные министры из регионов. Тем более что на это есть прямой запрос: целевая аудитория минздравов и депздравов – пациенты – все чаще предпочитает обращаться к представителям ведомств не по телефону или лично, а через соцсети. Но некоторые каналы связи с определенного времени официально недоступны (Instagram и Facebook, принадлежащие компании Meta, признаны экстремистскими и запрещены в РФ), и чиновникам пришлось адаптироваться в других новых медиа – «ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram.
Примечательно, что, как показал наш серфинг, по состоянию на июль 2023 года личные каналы в соцсетях вели 64 из 85 действующих руководителей профильных региональных ведомств (новые субъекты России в выборку не попали). Еще удивительнее, что аккаунтов не оказалось у деятелей из «продвинутых» регионов – главы Депздрава Москвы Алексея Хрипуна и министра здравоохранения Московской области Алексея Сапанюка. Наиболее же активными, как выяснил Vademecum, оказались чиновники из 33 регионов, на основе чего и был составлен наш рейтинг – ТОП33.
Участники рейтинга соглашаются с опрошенными Vademecum пиар-специалистами в том, что без коммуникации и обратной связи полноценная работа невозможна. Некоторые чиновники признаются, что не успевают вести свои каналы полноценно, и поэтому делегируют часть этих обязанностей пресс-службе. Другие же утверждают, что самостоятельно наполняют аккаунты и ведут коммуникацию с пользователями, но такие заявления вызывают у профильных экспертов сомнение. В то же время многие из знатоков новых медиа соглашаются: в соцсетях важен «тренд на искренность», так как аудитория хочет слышать мнение конкретных управленцев о тех или иных событиях, а не читать сухие пресс-релизы. Однако быть на одной волне с пользователями удается далеко не всем из представленных в нашем рейтинге чиновников.
Успех в соцсетях зависит и от выбора платформы. «Одноклассники», например, наименее выгодная для госуправленцев площадка, Telegram популярен только в Европейской части России, а вот сеть «ВКонтакте» оказалась наиболее востребованным местом встречи министров с гражданами. Однако на каждой из площадок чиновникам стоит вести себя аккуратно – любое чрезвычайное действие (например, блокировка чьих-либо комментариев) может вызвать мгновенную и, как правило, резко негативную реакцию пользователей. Эксперты советуют госуправленцам не отгораживаться от своей аудитории, стараться решать конфликты публично и вести работу по устранению негативных явлений. Кроме того, сходятся во мнении чиновники и эксперты, личный аккаунт стоит считать не только инструментом для решения проблем, но и местом своего развития, в том числе карьерного.
Введенные в 2023 году социальные допвыплаты медикам первичного звена, призванные компенсировать нерастущие зарплаты медиков, в реальности спровоцировали волну недовольства профсообщества и череду судебных разбирательств.
Изначально опубликованный текст ПП №2568 о выплатах не дал регионам, клиникам и самим медикам исчерпывающего ответа на закономерный вопрос, какие именно должности в штатном расписании однозначно включенных в документ медорганизаций предусматривают получение финансовой поддержки. Итогом стало исключение (правомерное либо нет) ряда медиков из периметра доплат. Не получившие убедительных разъяснений у непосредственных руководителей и местных организаторов здравоохранения, сотрудники искали справедливости в профсоюзах, федеральном Минздраве, Социальном фонде, Правительстве РФ, прокуратуре и, наконец, в судах.
Vademecum выяснил, что суды, куда в итоге дошли некоторые медики, во второй половине 2023-го стали все чаще удовлетворять гражданские иски и обязывали минздравы назначать выплату. В каких-то случаях суды прямо указывали на нарушение клиникой ПП №2568, в других – после разбора обстоятельств, например, уточнения фактически выполняемых сотрудником функций.
В 2023 году в московском Центре эндоваскулярной хирургии и литотрипсии (ЦЭЛТ), одном из старейших частных медцентров страны, завершилась эпоха Александра Бронштейна. Основатель и бессменный лидер ЦЭЛТ покинул клинику, уступив руководящий пост и свою долю инвесторам из Индии.
Смена владельцев в начале 2023-го должна была принести Бронштейну и команде поток новых инвестиций и спасти клинику от стагнации и роста убыточности, однако к середине года из-за различных взглядов на работу клиники у основателя ЦЭЛТ и нового гендиректора компании Кумара Раджива, как свидетельствовали наши источники в клинике, возникли непримиримые разногласия. Итогом стал демонтаж фамилии Бронштейн как с фасада и интерьеров клиники, так и удаление имени основателя с сайта медцентра.
Сам Александр Бронштейн, как и Кумар Раджив, деталями конфликта не делится. По словам Бронштейна, ушедшего в итоге на пенсию и продавшего свою долю в медцентре, для него все закончилось «хорошо».