Общая доля фармацевтических дистрибьюторов в топ-25 достигла 74,5%, при этом за год она выросла всего на 0,5 процентных пункта (п.п.), отмечает аналитическая компания RNC Pharma. До этого суммарная рыночная доля крупных компаний ежегодно увеличивалась примерно на 0,8–1 п.п. в год, но примечателен тот факт, что максимальный рост рыночной доли сейчас показывают компании в пределах первой десятки лидеров. Компании второго и третьего эшелона в лучшем случае стагнируют, а по большинству из них наблюдается вполне выраженная отрицательная динамика.
На ситуацию оказывает влияние не только изменения последних лет в плане отношений с поставщиками и высокие ставки по кредитам, но и стремительное развитие маркетплейсов, которое приводит не только к оттоку потребителей в онлайн-канал, но и обострению ситуации на рынке труда и общему росту стоимости логистических услуг. Выручка одного только «РВБ» (объединенная компания Wildberries и Russ) в 2024 г. достигла 4,1 трлн. руб. — примерно вдвое выше общего объема продаж всех российских аптек по лекарственному и нелекарственному ассортименту.
Аналитики отмечают, что с учетом актуальных размеров банковских ставок на сегодняшний день инвестиционные возможности ограничены в основном собственными средствами компаний, а общее направление развития для дистрибьюторов все больше тяготеет к смежным секторам, где уровень доходности выше. Для оптовиков, ориентированных на ритейл, — это прежде всего разные розничные форматы. Один из наиболее активных интересантов здесь «Протек», который второй год подряд реализует стратегию экстенсивного развития аптечной сети «Ригла».
Общая доля фармацевтических дистрибьюторов в топ-25 достигла 74,5%, при этом за год она выросла всего на 0,5 процентных пункта (п.п.), отмечает аналитическая компания RNC Pharma. До этого суммарная рыночная доля крупных компаний ежегодно увеличивалась примерно на 0,8–1 п.п. в год, но примечателен тот факт, что максимальный рост рыночной доли сейчас показывают компании в пределах первой десятки лидеров. Компании второго и третьего эшелона в лучшем случае стагнируют, а по большинству из них наблюдается вполне выраженная отрицательная динамика.
На ситуацию оказывает влияние не только изменения последних лет в плане отношений с поставщиками и высокие ставки по кредитам, но и стремительное развитие маркетплейсов, которое приводит не только к оттоку потребителей в онлайн-канал, но и обострению ситуации на рынке труда и общему росту стоимости логистических услуг. Выручка одного только «РВБ» (объединенная компания Wildberries и Russ) в 2024 г. достигла 4,1 трлн. руб. — примерно вдвое выше общего объема продаж всех российских аптек по лекарственному и нелекарственному ассортименту.
Аналитики отмечают, что с учетом актуальных размеров банковских ставок на сегодняшний день инвестиционные возможности ограничены в основном собственными средствами компаний, а общее направление развития для дистрибьюторов все больше тяготеет к смежным секторам, где уровень доходности выше. Для оптовиков, ориентированных на ритейл, — это прежде всего разные розничные форматы. Один из наиболее активных интересантов здесь «Протек», который второй год подряд реализует стратегию экстенсивного развития аптечной сети «Ригла».