В экспериментах на грызунах американские исследователи нашли способ вернуть взрослому мозгу способности воспринимать информацию на слух так, как это делают дети. В будущем это позволит людям изучать иностранные языки или учиться музыке с эффективностью шестилеток — то есть очень быстро.
Известно, что обучение всему новому детям дается намного легче, чем взрослым. Детям легче учить иностранные языки, осваивать новые виды спорта, музыкальную грамоту и многое другое. С возрастом такие способности теряются.
Ученые из Детского исследовательского госпиталя Сейнт Джуд (St. Jude Children’s Research Hospital) в Мемфисе, штат Теннеси, поставили задачу выяснить, почему способности к обучению падают с возрастом, и как этот процесс можно замедлить, а то и повернуть вспять.
Во время экспериментов на мышах ученые работали с аденозином — веществом, которое вырабатывается в мозге, причем с возрастом все больше. Предположительно, высокие концентрации аденозина снижали способность к обучению и запоминанию. В серии экспериментов ученые искусственно снижали у мышей уровни аденозина в слуховом центре таламуса.
Таламус — ретрансляционная станция мозга, где сигналы от органов чувств собираются и отправляется в кору для обработки. Взаимодействие слухового центра таламуса и слуховой коры зависит от нейротрансмиттера глутамата, который облегчает прохождение сигнала. Аденозин снижает уровень глутамата.
Считается, что выработка аденозина усиливается с возрастом. Рабочая теория выглядела так: если ингибировать выработку аденозина, количество глутомата не будет уменьшаться, сигналы будут проходить быстрее и обучаемость с возрастом не будет падать. Теория эта пока подтверждается: исследователи обнаружили, что после снижения концентрации аденозина взрослые грызуны могли обучаться звуковым сигналам точно так же хорошо, как детеныши. Ученые снижали уровень аденозина разными способами, в том числе использовали экспериментальное соединение FR194921, блокирующее аденозиновый рецептор A1.
Подопытные животные слушали музыкальные тона. Мыши с низкими уровнями аденозина реагировали на эти тона сильнее. Кроме того, эти грызуны могли различать очень близкие тона. Обычно у мышей эта с возрастом эта способность начинает угнетаться. В проделанном эксперименте эффект отличного восприятия звуковых сигналов сохранялся у мышей несколько недель.
«Нарушая аденозиновую сигнализацию в слуховом таламусе, мы расширили временное окно для слухового обучения у мышей на самый длительный период из известных ранее, с раннего детского возраста во взрослую жизнь. Причем это временное окно простиралось далеко за пределы обычного периода восприятия и обучения у мышей», — рассказал соавтор исследования доктор Станислав Захаренко, член Департамента развития нейробиологии Сейнт Джуд (St Jude Department of Developmental Neurobiology).
«Эти результаты предлагают многообещающую стратегию по расширению того же самого временного окна у людей для приобретения языковых знаний или музыкальных способностей путем восстановления пластичности в критических областях мозга, возможно, путем разработки препаратов, которые избирательно блокируют активность аденозина» — пояснил Станислав Захаренко.
Так что, возможно, что не за горами время, когда для быстрого изучения иностранного языка будет достаточно принять всего пару таблеток и прослушать соответствующий сжатый обучающий курс вместо многочасовых изнурительных занятий и зубрежки. Правда, следует помнить о том, что до клинических испытаний на людях доходит не более 10% новейших средств, прошедших удачные доклинические испытания на животных.