Создатели проекта Human Protein Atlas (энциклопедии белков человека) совместно с разработчиками многопользовательской научно-фантастической онлайн-игры Eve Online и швейцарской компанией Massively Multiplayer Online Science объявили о разработке проекта Project Discovery. Он предполагает вовлечение игроков в полезную для науки работу по разметке белков в атласе. Работа будет оформлена в форме мини-игры, времяпрепровождение в которой будет вознаграждаться игровыми бонусами.
Проект Human Protein Atlas, штаб-квартира которого расположена в Стокгольме, содержит порядка 13 миллионов изображений, которые необходимо разметить для включения их в автоматизированную базу данных. Проект собирает известную науке информацию обо всех белках, производимых человеческим организмом.
Доступная всем желающим база данных показывает пространственное распределение белков, как в нормальных тканях человеческого тела, так и в различного вида опухолях. Проект был задуман в 2003 году, и в 2005 – оформлен в виде веб-сайта. Структурированный набор данных о белках помогает определять предназначение и роль каждого из них в организме.
Разработчики игры из компании CCP Games считают, что их игра привлекает людей с техническим складом ума, и поэтому подобные задачи им будут достаточно интересны. «Наша игра прекрасно подходит для такого рода заданий»,- говорит Петур Орн Пораринсон [Pétur Örn Þórarinsson], директор по дизайну и ведущий дизайнер геймплея, известный как CCP Scarpia.
«Наша аудитория взрослая, и многие игроки по сути технари – среди них множество практикующих учёных, и людей, интересующихся наукой и технологиями. А главное, наша аудитория уже не раз доказывала, что ей не чужд альтруизм и занятия благотворительностью».
Например, этим летом благотворительная акция «PLEX for GOOD«, объявленная в поддержку пострадавших от землетрясения в Непале, набрала более $100000.
Профессор Эмма Ландберг [Emma Lundberg] из проекта Human Protein Atlas объясняет важность энциклопедии. По её словам, проект помогает разобраться в клеточной биологии, в том, как работает человеческое тело и как в нём развиваются заболевания. Чем лучше учёные разберутся в этих вопросах, тем лучше будут лекарства и методики лечения.
Небольшая команда учёных не в состоянии справится с работой по категоризации и разметке миллионов изображений. Они надеются, что организованная масса игроков заинтересуется и поможет им в продвижении проекта. Для начала им будут предоставлены материалы, относящиеся к субклеточным вопросам – всего около 250000 изображений. В случае успеха эксперимент продолжится и с другими изображениями из базы данных.
Проектами объединения усилий игроков на благо науки занимается специализированная компания Massively Multiplayer Online Science, основанная Бернардом Ревасом [Bernard Revas] и Атиллой Зантнер [Attila Szantner]. Зантнер давно занимается социальными проектами – основанная им в 2002 году социальная сеть iWiW стала крупнейшей сетью в Венгрии с 4,7 миллионами пользователей, до того, как туда пришёл Facebook.
Он рассказывает, как на одном из мозговых штурмов по поводу вовлечения людей в научные проекты он крайне заинтересовался мыслью использовать онлайн-игры. «Мы стали думать над тем, что существуют игры, в которых огромное количество людей проводит очень много времени. Каким образом можно использовать эту гигантскую мощь для чего-либо, что могло бы оставить след в реальной жизни?».
Красивые, будто не из нашего мира, изображения клеточного мира как нельзя лучше подходят для фантастической компьютерной игры. Разработчики из CCP Games уже работают процессом вовлечения игроков в полезную деятельность, придумывая соответствующую игровую историю и механизмы для работы с изображениями.