Унитарные фармации в регионах страдают от правовой коллизии. Парадоксальность ситуации заключается в том, что одна государственная рука назначила госфармации основными закупщиками наркотических средств, а другая, в лице надзорных органов, усмотрела признаки монополизации.
Монополия у госаптек на наркотические средства вынужденная и созданная не самим сетями. Поэтому госаптеки хотят, чтобы ФАС подходил к этому вопросу не формализовано, а инициировал законодательные изменения. «Сегодня антимонопольная служба считает нарушением, если госфармации не выходят на нерентабельные аукционы, используя оптовую и розничную наценку», – говорит генеральный директор красноярских «Губернских аптек» Алена Попова.
Существует ряд проблем, с которыми сталкиваются госфармации при закупке и реализации наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ). Например, в ограниченном числе российских производителей. «Непросто работать с Московским эндокринным заводом, – говорит Алена Попова. – Мы сами оплачиваем доставку до региона. Вместе с заводом делим оптовую наценку, что приводит к мизерной доходности. Бывает и дефектура товара на заводе».
«Минпромторг ежегодно на основании заявленной потребности направляет план распределения НС и ПВ в регионы. Затем единственный ГУП закупает и получает товар от МЭЗа согласно квотам, – рассказывает исполнительный директор Ассоциации государственных аптечных сетей (АГАС) Григорий Бирюков. – В итоге закупочные организации тратят время на формальную закупку через торги от 1,5 до 4-х месяцев. Закупка НС и ПВ списка №2 – это самые прозрачные торги по участникам и ценообразованию. Думаю, выражу общее мнение руководителей ГУПов, что данную процедуру необходимо вывести из-под действия 44-ФЗ».
Некоторые региональные фармации вступили в конфликт с ФАС, используя две наценки. Споры относительно указанной ситуации на данный момент находятся на рассмотрении в арбитражных судах РФ. «Какая-либо судебная практика по данной проблеме отсутствует, несмотря на законодательное закрепление возможности одновременного применения таких надбавок начиная с первого января 2010 года, – говорит директор ГУП Удмуртской Республики «Фармация» Константин Егоров. – Кроме того, мы ведем активную переписку с регуляторами об одновременном применении оптовой и розничной надбавок при отпуске НС и ПВ. В частности, зам. руководителя ФАС Андрей Цыганов в своем недавнем ответе пояснил, что считает допустимым включить в расчет затрат организации оптовой торговли, имеющей в своей структуре аптечную организацию, через которую осуществляется отпуск НС и ПВ медицинской организации по требованиям-накладным, затраты на отпуск таких препаратов в указанном порядке».
Фармация также обратилась к депутатам с просьбой на законодательном уровне закрепить за уполномоченными организациями не только саму функцию распределения, но и непосредственного отпуска НС и ПВ медорганизациям в рамках государственной монополии. А также вывести из-под действия антимонопольного законодательства закупку НС и ПВ в рамках распределения и отпуска в связи с отнесением этой деятельности к госмонополии, тем самым выведя закупочно-распределительные процедуры из-под действия 44—ФЗ.