Американская Gilead Sciences получила разрешение на временное обращение в России партии оригинального ремдесивира – Веклури. В конце 2020 года принудительную лицензию на ремдесивир получила компания «Фармасинтез» Викрама Пунии, а Gilead даже не зарегистрировала предельную цену на свой Веклури.
Gilead поставит 5,1 тысячи упаковок ремдесивира.
Ремдесивир от Gilead Sciences и его дженерик от «Фармасинтеза» были зарегистрированы в России в один день – 14 октября 2020 года. В ноябре того же года ремдесивир был включен в ЖНВЛП.
Вскоре владелец «Фармасинтеза» Викрам Пуния попросил Правительство РФ разрешить его компании продавать ремдесивир без согласия патентообладателя. В конце 2020 года «Фармасинтез» получил такое разрешение сроком на год.
В то время «Фармасинтез» был единственной компанией, зарегистрировавшей предельную цену на препарат – на уровне 7,4 тысячи рублей за упаковку. Поэтому с 2021 года, когда в силу вступил обновленный перечень ЖНВЛП, Gilead не могла реализовывать Веклури. Ремдесивир от Gilead региональные органы здравоохранения все равно приобретали, пользуясь возможностью закупки у единственного поставщика для оказания экстренной медпомощи при распространении COVID-19.
В октябре 2021 года правительство выделило 4 млрд рублей на централизованную закупку ремдесивира. Победителями 14 аукционов стали компании, связанные с «Фармасинтезом». Они должны поставить 770 тысяч упаковок препарата по цене 5,28 тысячи рублей за штуку – это на 28,6% ниже предельной зарегистрированной цены.
По данным ЕИС в сфере закупок, «Фармасинтез» уже отгрузил ремдесивира на 2,3 млрд рублей при совокупной стоимости контрактов 4,1 млрд с ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекобеспечения граждан» Минздрава.
Первый этап поставок «Фармасинтез» выполнил не без задержек — по 7 из 14 контрактам, из-за чего близким к компании поставщикам начислено пени 144 тысячи рублей. На выполнение второго этапа поставок осталась неделя: все отгрузки должны быть завершены до 31 декабря.
Основатель компании Викрам Пуния уверен, что проблем не будет: «Огромный контракт, кратчайшие сроки. Выполнить обязательства помогло наличие необходимых мощностей по производству стерильных препаратов. Всего одна или две компании способны произвести такой объем». Но этого недостаточно: поставленного объема, по словам Пунии, хватит на январь 2022 года. Обсуждение продления лицензии ведется, добавил он.