Совокупная выручка российского фармацевтического рынка в 2009 году составила 15,3 млрд долл. Это дает основания утверждать, что фармацевтический рынок России является одним из крупнейших в мире. В период с 2010 по 2016 гг., согласно прогнозам, его ждет стремительный рост, главным образом, благодаря многочисленным инициативам правительства. Хотя изменения законодательства в краткосрочной перспективе могут немного ограничить развитие.
По данным нового исследования глобальной консалтинговой компании Frost & Sullivan “Стратегический анализ российского фармацевтического рынка”, общая выручка фармацевтического рынка России может достигнуть 37,15 млрд. долл. в 2016 году.
“Государственная политика, направленная на улучшение демографической ситуации в стране и повышение качества медицинского обслуживания населения, является одним из ключевых факторов развития фармацевтического рынка России, – отмечает аналитик компании Frost & Sullivan Доминика Гжывинская (Dominika Grzywinska). – Многочисленные инициативы, предпринимаемые Правительством РФ, имеют цель повышение уровня обеспечения населения лекарственными средствами. Внося поправки в законодательство и оказывая поддержку отечественным производителям, правительство России выступает в качестве гаранта роста фармацевтического рынка”.
Например, федеральная целевая программа развития фармацевтической промышленности “Фарма-2020” направлена на укрепление позиций внутренних производителей фармацевтической продукции. Ее задача – к 2020 году увеличить долю фармацевтических товаров российского производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке до как минимум 50% (в стоимостном выражении). Федеральный закон №61 “Об обращении лекарственных средств”, вступивший в силу в сентябре 2010 года, упрощает процедуру обращения на рынке медицинских препаратов и делает процесс лицензирования более быстрым и прозрачным.
Неопределенность ситуации на фармацевтическом рынке, возникающая в результате многочисленных изменений законодательства, регламентирующего фармацевтическую деятельность, может ограничить темп роста рынка в краткосрочной перспективе. “В последние годы в российское законодательство, регулирующее деятельность фармацевтических компаний, было внесено множество поправок, при этом правительство работает над следующими изменениями, в том числе в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, в процессе внедрения международных стандартов GMP и реализации программы “Фарма-2020”, – отмечает Гжывинская.
“Несмотря на то, что новое законодательство будет способствовать развитию рынка, повышению ясности и предсказуемости, само ожидание, которое может затянуться до начала 2011 года, временно притормозит развитие рынка”.
“Тем не мене изменение законодательства даст производителям фармацевтической продукции значительные преимущества, – заключает Гжывинская. – Например, компании, которые решат строить производственные мощности на территории России, смогут рассчитывать на поддержку государства и привилегированное отношение”.
Компаниям же необходимо внимательно следить за изменениями в законодательстве для того, чтобы верно оценить их воздействие на рынок и потенциал роста.