Федеральные аптечные сети, активно осваивая регионы, добрались до Ростова. За последние три месяца свои первые аптеки в городе открыли сразу три крупных игрока — московские "36,6" и "О3" и питерская "Радуга". Чтобы конкурировать с федералами, местные аптечные сети вынуждены снижать цены.
Первой осваивать ростовский фармацевтический рынок начала федеральная сеть "36,6", открывшая с середины июля пять аптек. По словам директора по корпоративным финансам компании Андрея Сливченко, сеть будет расширяться и дальше, но назвать количество аптек, которые откроются до конца года, он затруднился. Практически одновременно с "36,6" в Ростове появилась и петербургская сеть аптек "Радуга", открывшая свою первую аптеку в гипермаркете "О\’кей". Представители компании отмечают, что одной аптекой не ограничатся. А в конце октября свою первую аптеку на Дону открыла сеть "О3". Помощник гендиректора по бизнесу и связям с общественностью "О3" Наталия Васильева говорит, что при успешной работе компания готова открыть до пяти аптек в течение года. При этом, как отметила Васильева, "О3" будет рассматривать все варианты: как открытие собственных аптек, так и слияние с местными аптечными сетями. Васильева оценила открытие одной аптеки в Ростове в 2-2,5 млн руб.
Не исключает возможности прихода в Ростов петербургский "Натур Продукт" (более 200 аптек). О конкретных планах в компании не говорят, но, по словам менеджера компании Ольги Солдаткиной, акционеры поставили задачу увеличить количество торговых точек в 2,5 раза в регионах России. "Вероятно, аптеки будут отрываться и в Ростове-на-Дону", — говорит Солдаткина.
По мнению Васильевой из "О3", столичные аптечные сети сейчас активно осваивают регионы, ориентируясь на города-миллионники, и Ростов с его экономикой и инфраструктурой подходит сетевикам по всем параметрам. Большинство опрошенных "Ведомостями" местных аптечных сетей не стали комментировать планы федералов. Директор одной ростовской сети, пожелавший остаться неназванным, говорит, что местные игроки в борьбе за потребителя вынуждены снижать цены, а ценовая политика столичных сетей выше. "Местные компании уступают столичным в сервисе и выкладке товара, но их преимущество — более низкие цены", — подтверждает замдиректора компании "Вектор-плюс и Ко" (восемь аптек "Аптечка") Нелли Морозова. Впрочем, она признает, что часть клиентов перейдет к федералам.
По мнению директора "Фармацевт-плюс" Рубена Аванесова, чем больше рентабельных торговых точек, тем меньше риск быть поглощенным или вытесненным с рынка. Аванесов не отрицает возможных слияний и поглощений на местном рынке, но связывает это не с приходом национальных компаний, а с перенасыщением рынка.
По данным Минздрава Ростовской области, в Ростове-на-Дону работают 253 аптеки. Наиболее крупные сети – "Фармспейс" (18 аптек), "Будь здоров!" (15 аптек), "Фармацевт-плюс" (14 аптек). По данным компании "Фармэксперт", объем оптовых продаж аптек города в 2004 г. составил $5 млн. Сети "36,6" принадлежит более 300 розничных аптечных точек в России и компания "Верофарм", объединяющая три предприятия по производству лекарств. Консолидированные продажи компании в 2004 г. составили $211 млн, чистая прибыль – $725 000. Сеть "О3" состоит из 146 аптек в Москве и регионах. В 2004 г., по собственным данным, оборот сети составил $100 млн. Сеть "Радуга" владеет 30 аптеками в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Москве. Оборот компания не раскрывает.