Поэтому компании столкнулись с острой необходимостью найти дополнительные способы повысить акционерную стоимость. Прежде всего им нужно найти новые источники роста, не зависящие от существующих портфелей лекарств. Об этом говорится в глобальном исследовании отрасли консалтинговой компании Ernst & Young.
До 2010 г. компании «большой фармы» (16 крупнейших фармацевтических компаний США, Европы и Японии) шли в ногу с мировым фармацевтическим рынком, пишут авторы исследования. Но в 2011 г. компании «большой фармы» начали отставать: их выручка выросла примерно на $20 млрд меньше, чем мировой рынок в целом. По результатам 2012 г. этот разрыв увеличится до $50 млрд — прежде всего из-за окончания срока действия патентов на препараты, — а к 2015 г. достигнет $100 млрд, ожидают аналитики Ernst & Young.
Например, Sanofi, одна из компаний «большой фармы», в 2010 г. потеряла 1,5 млрд евро от конкуренции с дженериками (т.е. аналогами оригинальных лекарств), а в зону риска из-за скорого окончания срока действия патентов на ряд препаратов перешло порядка 20-25% ее дохода, рассказывал в интервью «Ведомостям» Кристофер Виебахер, главный исполнительный директор Sanofi.
Три из четырех фармацевтических компаний уверены, что их отрасль переживает стратегический кризис, говорится в исследовании другой консалтинговой компании — Roland Berger Strategy Consultants (ее аналитики опросили 30 топ-менеджеров крупнейших фармкомпаний, всего в исследовании участвовали сотрудники 40 компаний). Ценовое давление, необходимость экономии, законодательные изменения и истекающие патенты ведут к сокращению маржи: в 2009-2010 гг. продажи 10 крупнейших фармкомпаний выросли примерно на 13%, а рентабельность EBIT упала почти на 4% — это 34 млн евро упущенной прибыли, отмечают аналитики Roland Berger.
В последние годы фармкомпании для управления их акционерной стоимостью снижали затраты, распределяли активы, выкупали акции, увеличивали дивиденды и проч., сказано в исследовании Ernst & Young. Но все это не может быть устойчивым долгосрочным решением, констатируют аналитики: в конечном итоге потребуется рост операционных доходов.
Источники органического роста ограничены, возможным решением могли бы стать слияния и поглощения, указывают аналитики Ernst & Young. Но в последние годы потенциал компаний «большой фармы» для проведения сделок уменьшился: если в 2007-2009 гг. на долю таких компаний приходилось 86% от общей стоимости всех сделок, то в следующие три года — только 59%. Зато выросла активность компаний второго эшелона: доля крупных биотехнологических компаний (11 компаний) выросла с 4 до 10% от общего числа сделок, специализированных (13 компаний — производителей дженериков) — с 2 до 15%.
Другой вариант — выход на развивающиеся рынки, указывают аналитики Roland Berger. К 2016 г. они вырастут почти на 12%, в среднем же рынок будет расти на 4,5% ежегодно; на долю развивающихся рынков придется около 40% мирового фармрынка, говорится в исследовании. Сегодня не американские, не японские и не европейские регионы генерируют 60% глобального экономического роста, он формируется в основном странами БРИК и проч., отметил в интервью «Ведомостям» Ясутика Хасегава, президент и главный исполнительный директор Takeda Pharmaceutical Company. «Если компании нет в этих странах, она теряет возможность развития», — резюмировал Хасегава.
Другая компания «большой фармы» — AstraZeneca за несколько лет до окончания патентов на ряд своих препаратов перераспределила ресурсы и переориентировала мощности на новые проекты, в том числе биологическое направление, рассказывал в интервью «Ведомостям» в 2011 г. ее тогдашний исполнительный директор Дэвид Бреннан. И если в 2012-2013 гг. компания будет «доживать период потери эксклюзива», то уже к концу 2014 г. благодаря этим мерам рассчитывает «вернуться в период стабильного роста».
Автор: Мария Дранишникова, Юлия Грибцова
Источник: www.vedomosti.ru

