Первое предложение фармпроизводителей касается цен, которые пришлось перерегистрировать в связи с дефицитом препаратов согласно правительственному постановлению № 1771. В АМФП отмечают, что после принятия решения об увеличении отпускной цены производителю нужно время, чтобы возобновить выпуск препарата и ввести его в оборот. Процесс может занять в среднем пять-шесть месяцев (половина от срока действия увеличенной цены), в течение которых препарат фактически не будет продаваться.
Фармассоциации также хотят установить сроки проведения повторного экономического анализа цены. Сейчас процесс никак не регламентирован. Предлагается ввести положение, согласно которому анализ цены ФАС может проводить не раньше, чем за два месяца до окончания действия постановления с новой ценой.
При этом игроки рынка предлагают антимонопольной службе не учитывать отпускные цены производителей, чьи препараты занимают менее 10% рынка. Как объяснили в АМФП, сейчас ФАС учитывает все цены на рассматриваемые препараты, которые зарегистрированы в референтных странах, независимо от того, поставляются ли эти медикаменты в Россию. В такой ситуации служба может отказать в повышении цены, так как выявит меньшую стоимость препаратов в других странах, хотя они могут не иметь отношения к поставкам на российский рынок и, соответственно, никак не влиять на устранение дефицита.
Ассоциации просят ввести норму, согласно которой нарушением не будет считаться поставка меньших объемов препарата, чем было запланировано в процессе пересмотра цены, по объективным причинам. Корректировки могу быть обоснованы с учетом изменившихся потребностей рынка и текущих остатков в регионах.
«Мы предложили установить какие-то разумные границы и условия, которые должны быть у производителей. Будет это 30, или 20%, или меньше – вопрос уже к регулятору. Но сегодня должны быть какие-то допустимые отклонения в объеме поставок», – сообщил директор по индустриальным вопросам и лекарственной доступности АМФП Александр Мартыненко.
Производители хотят внести корректировки в порядок расчета постоянных цен на препараты ЖНВЛП. Например, они просят обращать внимание на разницу в минимальных ценах референтных стран. Если минимальная цена будет отличаться от следующей по возрастанию на 30% или больше, то производители предлагают ее не учитывать. Решение необходимо, так как в некоторых случаях цена регистрируется, но препарат фактически не поставляется. Стоимость учитывается в расчете, хотя может не соответствовать рентабельной рыночной ситуации. В фармассоциациях считают, что нововведение поможет избежать негативного влияния на доступность препаратов в РФ в случае падении курса национальной валюты в одном из референтных государств.
Федеральной антимонопольной службе предлагают также ввести трехмесячный переходный период в случае, если в Минздраве РФ примут решение снизить цену на препарат из ЖНВЛП. На данный момент, если цена на лекарство меняется, то производители уже не имеют возможность продавать препарат по старой цене – даже партии, которые уже находятся в аптеках. В связи с этим фармпроизводителям нужно время, чтобы реализовать уже отгруженные лекарства и провести переориентацию процессов с учетом новой цены.
Производители также попросили ФАС перерегистрировать цены с учетом инфляции за последний год на препараты низкого ценового сегмента, стоимость которых составляет менее 100 рублей. До сих пор, уточняется в обращении, цены на такие лекарства ни разу не индексировались.
В Ассоциации фармацевтических производителей Евразийского экономического союза полагают, что необходимо увеличить порог со 100 до 200 рублей и добавить в средний сегмент препараты от 200 до 600 рублей. Сейчас там учитываются лекарства стоимостью от 100 до 500 рублей.
В ФАС уже отметили, что письмо ассоциаций получили и намерены рассмотреть обращение «в установленном порядке с привлечением профильного экспертного совета службы».
В июне 2024 года Департамент здравоохранения Москвы утвердил два критерия, согласно которым будут формироваться планы проведения выездных мероприятий ведомства в отношении аптечных организаций для контроля уровня цен на препараты из перечня ЖНВЛП. Проверять аптеки будут в случае выявления фактов нарушения требований к установлению цен на препараты из перечня за последний год, а также организации, покупатели которых неоднократно направляли регулятору жалобы о ценах в течение последнего года.
Первое предложение фармпроизводителей касается цен, которые пришлось перерегистрировать в связи с дефицитом препаратов согласно правительственному постановлению № 1771. В АМФП отмечают, что после принятия решения об увеличении отпускной цены производителю нужно время, чтобы возобновить выпуск препарата и ввести его в оборот. Процесс может занять в среднем пять-шесть месяцев (половина от срока действия увеличенной цены), в течение которых препарат фактически не будет продаваться.
Фармассоциации также хотят установить сроки проведения повторного экономического анализа цены. Сейчас процесс никак не регламентирован. Предлагается ввести положение, согласно которому анализ цены ФАС может проводить не раньше, чем за два месяца до окончания действия постановления с новой ценой.
При этом игроки рынка предлагают антимонопольной службе не учитывать отпускные цены производителей, чьи препараты занимают менее 10% рынка. Как объяснили в АМФП, сейчас ФАС учитывает все цены на рассматриваемые препараты, которые зарегистрированы в референтных странах, независимо от того, поставляются ли эти медикаменты в Россию. В такой ситуации служба может отказать в повышении цены, так как выявит меньшую стоимость препаратов в других странах, хотя они могут не иметь отношения к поставкам на российский рынок и, соответственно, никак не влиять на устранение дефицита.
Ассоциации просят ввести норму, согласно которой нарушением не будет считаться поставка меньших объемов препарата, чем было запланировано в процессе пересмотра цены, по объективным причинам. Корректировки могу быть обоснованы с учетом изменившихся потребностей рынка и текущих остатков в регионах.
«Мы предложили установить какие-то разумные границы и условия, которые должны быть у производителей. Будет это 30, или 20%, или меньше – вопрос уже к регулятору. Но сегодня должны быть какие-то допустимые отклонения в объеме поставок», – сообщил директор по индустриальным вопросам и лекарственной доступности АМФП Александр Мартыненко.
Производители хотят внести корректировки в порядок расчета постоянных цен на препараты ЖНВЛП. Например, они просят обращать внимание на разницу в минимальных ценах референтных стран. Если минимальная цена будет отличаться от следующей по возрастанию на 30% или больше, то производители предлагают ее не учитывать. Решение необходимо, так как в некоторых случаях цена регистрируется, но препарат фактически не поставляется. Стоимость учитывается в расчете, хотя может не соответствовать рентабельной рыночной ситуации. В фармассоциациях считают, что нововведение поможет избежать негативного влияния на доступность препаратов в РФ в случае падении курса национальной валюты в одном из референтных государств.
Федеральной антимонопольной службе предлагают также ввести трехмесячный переходный период в случае, если в Минздраве РФ примут решение снизить цену на препарат из ЖНВЛП. На данный момент, если цена на лекарство меняется, то производители уже не имеют возможность продавать препарат по старой цене – даже партии, которые уже находятся в аптеках. В связи с этим фармпроизводителям нужно время, чтобы реализовать уже отгруженные лекарства и провести переориентацию процессов с учетом новой цены.
Производители также попросили ФАС перерегистрировать цены с учетом инфляции за последний год на препараты низкого ценового сегмента, стоимость которых составляет менее 100 рублей. До сих пор, уточняется в обращении, цены на такие лекарства ни разу не индексировались.
В Ассоциации фармацевтических производителей Евразийского экономического союза полагают, что необходимо увеличить порог со 100 до 200 рублей и добавить в средний сегмент препараты от 200 до 600 рублей. Сейчас там учитываются лекарства стоимостью от 100 до 500 рублей.
В ФАС уже отметили, что письмо ассоциаций получили и намерены рассмотреть обращение «в установленном порядке с привлечением профильного экспертного совета службы».
В июне 2024 года Департамент здравоохранения Москвы утвердил два критерия, согласно которым будут формироваться планы проведения выездных мероприятий ведомства в отношении аптечных организаций для контроля уровня цен на препараты из перечня ЖНВЛП. Проверять аптеки будут в случае выявления фактов нарушения требований к установлению цен на препараты из перечня за последний год, а также организации, покупатели которых неоднократно направляли регулятору жалобы о ценах в течение последнего года.