В начале ноября из Свердловского областного онкологического диспансера уволилось сразу четыре сотрудника: заведующий центром амбулаторной химиотерапии, руководитель химиотерапевтической службы, заведующая отделением противоопухолевой лекарственной терапии и врач-эндоскопист. Ранее заявление об уходе написали еще три врача. Причина увольнений — профессиональные разногласия с новой администрацией. Хотя в свердловском минздраве не считают уход специалистов массовым увольнением, эта история — еще одна иллюстрация к публичному признанию правительством РФ провала реформы здравоохранения в регионах России.
Сокращение числа медучреждений в России началось еще в 90-е годы. Новый этап «модернизации» пришелся на 2010 год, когда Минздравсоцразвития возглавила Татьяна Голикова и был принят закон об обязательном медицинском страховании. Реформа здравоохранения заключалась в оптимизации расходов за счет закрытия неэффективных больниц и концентрации сил и средств на укрупненных медучреждениях.
В результате оптимизации, подсчитали эксперты Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР), с 2000 по 2015 год количество больниц в России уменьшилось в два раза — с 10,7 тыс. до 5,4 тыс. Количество поликлиник снизилось на 12,7%. Специалисты тогда заявляли, что при сохранении таких темпов закрытия медучреждений к 2022 году их останется не более 3 тысяч.
Сейчас, как заявил президент России Владимир Путин, качеством медицинской помощи в регионах недовольны 60% россиян.
Существуют официальные версии того, почему с оптимизацией здравоохранения в России что-то не так. Вице-премьер Татьяна Голикова лаконично отметила, что «во многих регионах оптимизация была проведена, прямо скажем, неудачно».
Министр финансов Антон Силуанов указал на то, что «проблема не решалась годами», а районные больницы и поликлиники «в ужасном состоянии». Об этом же (только более официально) в своем докладе заявила министр здравоохранения Вероника Скворцова.
Накопившийся износ и технологическое отставание районных и центральных районных больниц, поликлиник и амбулаторий. Без этого невозможно сделать первичное звено здравоохранения доступным и качественным.
В системе сформировались серьезные кадровые дисбалансы. Прежде всего, острый дефицит кадров в первичном звене и по ряду сложных специальностей при параллельно существующем профиците.
Интересно, что в конце октября в своей справке Минздрав сообщил, что в 55 регионах РФ сократилось количество врачей, в некоторых — более чем на 50%. В ведомстве объяснили это социальными и финансовыми причинами. Однако практически сразу Минздрав эту информацию опроверг, сославшись на техническую ошибку.
Теперь отрасль ждет очередная модернизация. Отчасти она должна исправить ошибки прежней оптимизации: будет проведена инвентаризация зданий и медоборудования, составлены региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения, скорректировано число врачей и их нагрузка и др. На эти цели регионам в ближайшие четыре года предполагается выделить 150 млрд рублей из федерального бюджета.
Одними из первых о провале модернизации первичного звена здравоохранения заговорили врачи в Свердловской области. Из-за плохих условий работы, дефицита кадров и низких зарплат массово уволились нижнетагильские хирурги. Остальные уральские врачи начали писать обращения к Путину с просьбой обратить внимание на ситуацию. Скандал вышел на общероссийский уровень.
Следом за свердловскими врачами уволились хирурги из южноуральской больницы, травматологи в Пятигорске, владимирские медсестры, врачи из НИИ детской онкологии и гематологии Российского онкоцентра имени Н.Н. Блохина.
Оптимизация медицины зачастую принимает странные формы: например, ради экономии санитарок больниц переводят в уборщицы. На этот факт членам правительства указал президент.
А в Екатеринбурге хирургу Эдуарду Мамину в связи с сокращением ставки предложили перейти на должность лифтера или уборщика. Врач проработал в больнице 19 лет. После разгоревшегося скандала главный врач больницы выпустил приказ, который аннулирует предыдущие приказы о сокращении Эдуарда Мамина. Несмотря на то, что инцидент связывают скорее с политической местью нынешнего главы министерства здравоохранения Андрея Цветкова, этот эпизод тоже характеризует ситуацию в отрасли.
Свердловская область — яркий пример того, что модернизация отрасли и миллиардные вливания не могут гарантировать улучшения в сфере здравоохранения. Масштабная проверка федерального Росздравнадзора в конце 2018 года показала, что в регионе растут показатели общей смертности — уральцы умирают чаще, чем в среднем по России. Виной этому — «неэффективные меры, проводимые министерством». В частности, в регионе нет отлаженной системы медицинской помощи — в некоторых районах пациентов везут больше 100 км до больницы, не выдают бесплатные лекарства и каждую неделю занижают данные об этом.
Краткий список претензий проверяющих органов выглядит так:
- в Свердловской области не хватает врачей;
- региональный минздрав недостаточно плотно взаимодействует с управлением здравоохранения города Екатеринбурга;
- нет связи между медицинскими организациями и главными внештатными специалистами;
- нет единой системы распределения пациентов;
- нет кабинетов «неотложной» помощи;
- в некоторых больницах не хватает техники.
Чтобы решить проблемы, до 2035 года из бюджета Свердловской области планируют выделить 49,86 млрд рублей. Больше всего денег министерство здравоохранения Свердловской области собирается потратить на ликвидацию дефицита кадров в отрасли, борьбу с онкологией и создание цифрового контура здравоохранения.
В начале ноября из Свердловского областного онкологического диспансера уволилось сразу четыре сотрудника: заведующий центром амбулаторной химиотерапии, руководитель химиотерапевтической службы, заведующая отделением противоопухолевой лекарственной терапии и врач-эндоскопист. Ранее заявление об уходе написали еще три врача. Причина увольнений — профессиональные разногласия с новой администрацией. Хотя в свердловском минздраве не считают уход специалистов массовым увольнением, эта история — еще одна иллюстрация к публичному признанию правительством РФ провала реформы здравоохранения в регионах России.
Сокращение числа медучреждений в России началось еще в 90-е годы. Новый этап «модернизации» пришелся на 2010 год, когда Минздравсоцразвития возглавила Татьяна Голикова и был принят закон об обязательном медицинском страховании. Реформа здравоохранения заключалась в оптимизации расходов за счет закрытия неэффективных больниц и концентрации сил и средств на укрупненных медучреждениях.
В результате оптимизации, подсчитали эксперты Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР), с 2000 по 2015 год количество больниц в России уменьшилось в два раза — с 10,7 тыс. до 5,4 тыс. Количество поликлиник снизилось на 12,7%. Специалисты тогда заявляли, что при сохранении таких темпов закрытия медучреждений к 2022 году их останется не более 3 тысяч.
Сейчас, как заявил президент России Владимир Путин, качеством медицинской помощи в регионах недовольны 60% россиян.
Существуют официальные версии того, почему с оптимизацией здравоохранения в России что-то не так. Вице-премьер Татьяна Голикова лаконично отметила, что «во многих регионах оптимизация была проведена, прямо скажем, неудачно».
Министр финансов Антон Силуанов указал на то, что «проблема не решалась годами», а районные больницы и поликлиники «в ужасном состоянии». Об этом же (только более официально) в своем докладе заявила министр здравоохранения Вероника Скворцова.
Накопившийся износ и технологическое отставание районных и центральных районных больниц, поликлиник и амбулаторий. Без этого невозможно сделать первичное звено здравоохранения доступным и качественным.
В системе сформировались серьезные кадровые дисбалансы. Прежде всего, острый дефицит кадров в первичном звене и по ряду сложных специальностей при параллельно существующем профиците.
Интересно, что в конце октября в своей справке Минздрав сообщил, что в 55 регионах РФ сократилось количество врачей, в некоторых — более чем на 50%. В ведомстве объяснили это социальными и финансовыми причинами. Однако практически сразу Минздрав эту информацию опроверг, сославшись на техническую ошибку.
Теперь отрасль ждет очередная модернизация. Отчасти она должна исправить ошибки прежней оптимизации: будет проведена инвентаризация зданий и медоборудования, составлены региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения, скорректировано число врачей и их нагрузка и др. На эти цели регионам в ближайшие четыре года предполагается выделить 150 млрд рублей из федерального бюджета.
Одними из первых о провале модернизации первичного звена здравоохранения заговорили врачи в Свердловской области. Из-за плохих условий работы, дефицита кадров и низких зарплат массово уволились нижнетагильские хирурги. Остальные уральские врачи начали писать обращения к Путину с просьбой обратить внимание на ситуацию. Скандал вышел на общероссийский уровень.
Следом за свердловскими врачами уволились хирурги из южноуральской больницы, травматологи в Пятигорске, владимирские медсестры, врачи из НИИ детской онкологии и гематологии Российского онкоцентра имени Н.Н. Блохина.
Оптимизация медицины зачастую принимает странные формы: например, ради экономии санитарок больниц переводят в уборщицы. На этот факт членам правительства указал президент.
А в Екатеринбурге хирургу Эдуарду Мамину в связи с сокращением ставки предложили перейти на должность лифтера или уборщика. Врач проработал в больнице 19 лет. После разгоревшегося скандала главный врач больницы выпустил приказ, который аннулирует предыдущие приказы о сокращении Эдуарда Мамина. Несмотря на то, что инцидент связывают скорее с политической местью нынешнего главы министерства здравоохранения Андрея Цветкова, этот эпизод тоже характеризует ситуацию в отрасли.
Свердловская область — яркий пример того, что модернизация отрасли и миллиардные вливания не могут гарантировать улучшения в сфере здравоохранения. Масштабная проверка федерального Росздравнадзора в конце 2018 года показала, что в регионе растут показатели общей смертности — уральцы умирают чаще, чем в среднем по России. Виной этому — «неэффективные меры, проводимые министерством». В частности, в регионе нет отлаженной системы медицинской помощи — в некоторых районах пациентов везут больше 100 км до больницы, не выдают бесплатные лекарства и каждую неделю занижают данные об этом.
Краткий список претензий проверяющих органов выглядит так:
- в Свердловской области не хватает врачей;
- региональный минздрав недостаточно плотно взаимодействует с управлением здравоохранения города Екатеринбурга;
- нет связи между медицинскими организациями и главными внештатными специалистами;
- нет единой системы распределения пациентов;
- нет кабинетов «неотложной» помощи;
- в некоторых больницах не хватает техники.
Чтобы решить проблемы, до 2035 года из бюджета Свердловской области планируют выделить 49,86 млрд рублей. Больше всего денег министерство здравоохранения Свердловской области собирается потратить на ликвидацию дефицита кадров в отрасли, борьбу с онкологией и создание цифрового контура здравоохранения.