Регионы на сегодняшний день не готовы к реализации с 1 сентября положений приказа Минздрава РФ №352н о возможности выдачи свидетельств о смерти в электронном виде – такие выводы сделали аналитики ИТ-компании «БАРС Груп», проанализировав текущее положение инфраструктуры региональных систем здравоохранения. Эксперты отмечают, что минздравами и депздравами субъектов до сих пор не утверждены необходимые для документооборота серии и номера будущих свидетельств, а медицинские информационные системы (МИС) не настроены на формирование электронных свидетельств.
Требование утвердить серии и номера на уровне субъекта, содержащееся в приказе №352н, появилось впервые – эти данные необходимы для формирования свидетельства в медорганизации. В «БАРС Груп» прогнозируют, что в принятом нормативно-правовом акте будут зафиксированы как сами номера, так и распределение данных для каждой медорганизации, по аналогии с нумерацией льготных рецептов.
Из-за того что в конце 2020 – начале 2021 года не было известно об изменении формата медицинских свидетельств, как выяснили эксперты, клиники на год вперед закупили типографские бланки, которые с 1 сентября применяться не будут. Вместо них достаточно распечатать шаблон документа из приказа и заполнить от руки либо документ сформируется автоматически. Опрошенные экспертами клиники подтвердили, что до них пока не доведен порядок утилизации либо дальнейшего использования закупленных бланков.
К началу осени, как отмечают аналитики, должны быть доработаны и МИС медорганизаций – необходимо наладить алгоритмы автоматической нумерации документов, подготовить системы к формированию электронного документа и передаче свидетельства в личный кабинет пациента на портале госуслуг.
«Хочется надеяться, что за оставшееся время, несмотря на отпускной период, эти моменты будут проработаны на федеральном и региональном уровнях сферы здравоохранения, медицинские организации проведут необходимые инструктажи по новому порядку работы, а разработчики медицинских информационных систем успеют доработать свое программное обеспечение, и переход пройдет незамеченным для ключевых людей в сфере здравоохранения – пациентов», – заключают в «БАРС Груп».
После объявления о возможности перевода документооборота клиник в электронный вид с 1 февраля 2021 года был подготовлен и приказ №352, которым с 1 сентября 2021 года вводится новый порядок выдачи и формирования свидетельств о смерти и перинатальной смерти, также предполагающий электронный вид такого документа. Согласно порядку, получатель документа сам выбирает форму свидетельства – печатную либо цифровую (последняя создается в подсистемах ЕГИСЗ, направляется в систему ЗАГС и дублируется для пользователя на портале госуслуг).
Форма медицинских свидетельств о смерти уже создана в ЕГИСЗ и готова для использования, как и 19 видов других документов, однако, по рекомендации Минздрава, до конца 2021 года необходимо подготовить электронный формат еще для 47 видов направлений, справок и протоколов.
Параллельно в нескольких регионах уже проводится эксперимент по автоматической передаче данных о смерти из ЕГИСЗ в системы ЗАГС (сейчас свидетельство в бумажной форме в отделы ЗАГС должен предоставлять получатель документа). Новая система позволит ведомствам быстрее обмениваться необходимой информацией и следить за показателями смертности, в том числе от COVID-19, в режиме реального времени.