За период с января по март 2023 г. суммарный объём онлайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в России составил 80,2 млрд руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), сообщает аналитическая компания RNC Pharma. Динамика продаж относительно аналогичного периода 2022 г. смогла выйти в плюс, показатель прироста в рублях зафиксирован на уровне 2,3%.
В текущем году сфера онлайн вступила в фазу стагнации, которая связана с фактическим исчерпанием возможностей развития в рамках разрешённого к продаже ассортимента и пробуксовкой экспериментального режима в отношении Rx-препаратов, который стартовал с 1 марта 2023 г.
Потенциальные проблемы с запуском пилотного проекта были ясны задолго до указанной даты, так что отдельные участники рынка приостановили инвестиции в онлайн, переориентируя свою активность на направления с более внятными перспективами. В итоге больше половины топовых компаний сферы электронной коммерции демонстрировали по итогам анализируемого периода отрицательную динамику. Несмотря на это общая доля сферы e-com в текущем году выросла до 17,7% (в рублях), происходило это не столько за счёт выраженных успехов онлайн-канала, сколько по причине сравнительно низкой активности в офлайне: здесь показатель прироста относительно 1 кв. 2022 г. был зафиксирован на уровне -7,8%, а общая динамика по российской фармрознице, включая продажи парафармацевтического ассортимента, составляла -6,2%.
Суммарная выручка организаций, входящих в ТОР-20 в 1 квартале 2023 г., достигла 71,4 млрд руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), в общем объёме рынка это порядка 89%. За год уровень концентрации в сегменте вырос практически на 3%, компании за пределами первой двадцатки чувствовали себя не в пример хуже топовых.
Абсолютным флагманом с точки зрения динамики в ТОР-20 компаний сейчас выступает «Апрель», по сравнению с 1 квартала 2022 г. продажи сети в e-com выросли на 69. Второй результат принадлежит объединённой сети «Эркафарм и Мелодия здоровья» (+53%). Внушительной динамикой на фоне общего результата могут похвастаться «АСНА» (+41%), «Ютека» (+31%), а также «Фармлэнд» (+26%).
В число «антилидеров» в анализируемом периоде попало довольно много топовых игроков. Так, на 16% сократились операции в рамках «Аптека.ру» и на 13% у «Здравсити», но эти показатели можно назвать вполне рабочими, на волне ажиотажа в марте прошлого года агрегаторы переживали пик активности. Худшую динамику за период в двадцатке демонстрировали: «Еаптека» и «Аптека25.рф» из Владивостока: продажи по обеим компаниям за год сократились на 18%. Отдельные представители крупного сетевого бизнеса тоже заметно сократили выручку: так, «Неофарм» и «Аптечная сеть 36,6» потеряли по 7%, а объём операций «Здоров.ру» сократился по сравнению с 1 кварталом 2022 г. на 11%.
За период с января по март 2023 г. суммарный объём онлайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в России составил 80,2 млрд руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), сообщает аналитическая компания RNC Pharma. Динамика продаж относительно аналогичного периода 2022 г. смогла выйти в плюс, показатель прироста в рублях зафиксирован на уровне 2,3%.
В текущем году сфера онлайн вступила в фазу стагнации, которая связана с фактическим исчерпанием возможностей развития в рамках разрешённого к продаже ассортимента и пробуксовкой экспериментального режима в отношении Rx-препаратов, который стартовал с 1 марта 2023 г.
Потенциальные проблемы с запуском пилотного проекта были ясны задолго до указанной даты, так что отдельные участники рынка приостановили инвестиции в онлайн, переориентируя свою активность на направления с более внятными перспективами. В итоге больше половины топовых компаний сферы электронной коммерции демонстрировали по итогам анализируемого периода отрицательную динамику. Несмотря на это общая доля сферы e-com в текущем году выросла до 17,7% (в рублях), происходило это не столько за счёт выраженных успехов онлайн-канала, сколько по причине сравнительно низкой активности в офлайне: здесь показатель прироста относительно 1 кв. 2022 г. был зафиксирован на уровне -7,8%, а общая динамика по российской фармрознице, включая продажи парафармацевтического ассортимента, составляла -6,2%.
Суммарная выручка организаций, входящих в ТОР-20 в 1 квартале 2023 г., достигла 71,4 млрд руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), в общем объёме рынка это порядка 89%. За год уровень концентрации в сегменте вырос практически на 3%, компании за пределами первой двадцатки чувствовали себя не в пример хуже топовых.
Абсолютным флагманом с точки зрения динамики в ТОР-20 компаний сейчас выступает «Апрель», по сравнению с 1 квартала 2022 г. продажи сети в e-com выросли на 69. Второй результат принадлежит объединённой сети «Эркафарм и Мелодия здоровья» (+53%). Внушительной динамикой на фоне общего результата могут похвастаться «АСНА» (+41%), «Ютека» (+31%), а также «Фармлэнд» (+26%).
В число «антилидеров» в анализируемом периоде попало довольно много топовых игроков. Так, на 16% сократились операции в рамках «Аптека.ру» и на 13% у «Здравсити», но эти показатели можно назвать вполне рабочими, на волне ажиотажа в марте прошлого года агрегаторы переживали пик активности. Худшую динамику за период в двадцатке демонстрировали: «Еаптека» и «Аптека25.рф» из Владивостока: продажи по обеим компаниям за год сократились на 18%. Отдельные представители крупного сетевого бизнеса тоже заметно сократили выручку: так, «Неофарм» и «Аптечная сеть 36,6» потеряли по 7%, а объём операций «Здоров.ру» сократился по сравнению с 1 кварталом 2022 г. на 11%.