Так, при получении информации о ЧС из любого достоверного источника фельдшер или медсестра по приему вызовов скорой помощи и передаче их выездным бригадам СМП Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова (ССиНМП им. Пучкова) должны утончять и фиксировать информацию в соответствии с должностной инструкцией, дополнительно уточняя масштабы происшествия и характер повреждений, оформить вызов «максимально быстро», не проводя сбор персональных данных. В алгоритме указано: «Абоненту сообщают, что вызов принят и просят не занимать телефон, т.к. через несколько минут будут связываться с ним для уточнения данных».
После этого фельдшер или медсестра по приему вызовов скорой помощи должны направить к месту ЧС необходимое количество бригад СМП ССиНМП им. Пучкова. Количество бригад рассчитывается по приложенному к регламенту документу. Так, при числе пострадавших 1-3 направляется равное им число бригад. При 4-5 пострадавших к месту должно выехать 4 команды, притом одна из них должна быть бригадой анестезиологии и реанимации (АиР) или врачебной. При количестве пострадавших 6-10 человек к месту ЧС должно будет выезжать 5 бригад, одна из них должна быть АиР или врачебной, также при необходимости на вызов должен будет отправиться и заведующий подстанцией. Если при ЧС пострадало 11-15 человек, на вызов будет направляться 10 бригад, одна из которых должна быть АиР или врачебной, также к месту происшествия при необходимости в качестве заведующего подстанцией должен будет прибыть заместитель главного врача ССиНМП им. Пучкова. Если количество пострадавших будет оценено в 16-25 человек, на вызов должно будет направляться 15 бригад СМП, две из которых – АиР или врачебная, заместитель главного врача ССиНМП им. Пучкова также должен будет обязательно прибыть на место происшествия. Если количество пострадавших превышает 25 человек, фельдшер или медсестра должны направить на вызов 20 бригад «скорой», две из которых – АиР или врачебная, а также заведующего подстанцией и заместителя главного врача станции им. Пучкова.
Фельдшер и медсестра должны направить к месту происшествия необходимое число бригад в течение 5 минут после приема первичной информации. Затем эти специалисты должны уведомить о ЧС старшего врача ССиНМП им. Пучкова и проинформировать экстренные оперативные службы. Только после этого фельдшер или медсестра должны будут вновь связаться с очевидцем ЧС для уточнения дополнительной информации и консультации по вопросам оказания первой помощи. Также медработники должны будут получать доклады от старших работников выездных бригад о прибытии к месту ЧС, фиксировать время доезда, уточнять количество пострадавших и характер травм.
Для старшего врача ССиНМП им. Пучкова в плане действий указано, что медик должен будет при получении информации о ЧС проверить достоверность полученных сведений, уточнить время и место возникновения ЧС, ее вид и масштаб, предварительное число пострадавших, нуждающихся в оказании мепомощи. Также старший врач должен будет организовать резерв бригад на ближайших подстанциях и проинформировать старшего врача Московского территориального научно-практического центра медицины катастроф (МТНПЦМК) ДЗМ, поддерживать регулярную связь с диспетчером, назначенным им же ответственным за связь с бригадами.
Старший врач МТНПЦМК, в свою очередь, так же должен будет верифицировать информацию о происшествии, проанализировать необходимость в направлении дополнительных бригад СМП, бригад экстренного реагирования своего учреждения, а также авиамедицинских бригад. Помимо этого, на него регламентом возложена обязанность проводить оперативное прогнозирование развития ЧС, передавать информацию о происшествии и принимаемых мерах по оказанию медпомощи руководителю центра медицины катастроф ДЗМ, оперативным дежурным НМХЦ им. Н.И. Пирогова, ФСБ России, Росгвардии, МВД и МЧС.
Медицинский работник, назначенный старшим в первой прибывшей к месту ЧС выездной бригаде СМП, до прибытия старших руководителей (бригады экстренного реагирования МТНПЦМК, руководителей МТНПЦМК и ССиНМП им. Пучкова, руководителей или представителей ДЗМ) отвечает за организацию и оказание медпомощи пострадавшим, координирует работу медицинских сил и средств. Прибывающие бригады поступают в его распоряжение. Такой медработник должен уточнить сведения о масштабах и характере ЧС, ориентировочном числе пострадавших и погибших у руководителя аварийно-спасательных работ, совместно с ним определить безопасные места для работников бригад СМП, сортировочной и эвакуационной площадок, определить каналы связи для взаимодействия с работниками экстренных служб.
В приказе ДЗМ также обозначены рекомендуемые действия врача и директора МТНПЦМК, главного врача ССиНМП им. Пучкова, руководителя организации, оказывающей специализированную медпомощь в стационарных условиях, руководителя медицинской организации Территориальной службы медицины катастроф психолого-психиатрического профиля, директора Бюро судебно-медицинской экспертизы и руководителя ДЗМ.
В сентябре 2024 года Минздрав РФ представил проект изменений в Порядок организации и оказания Всероссийской службой медицины катастроф помощи при ЧС. В документе ведомство предложило позволить медработникам при таких ситуациях, в режиме военного положения, среднего уровня реагирования или контртеррористической операции получать средства бронезащиты, включая бронежилеты и шлемы.
Так, при получении информации о ЧС из любого достоверного источника фельдшер или медсестра по приему вызовов скорой помощи и передаче их выездным бригадам СМП Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова (ССиНМП им. Пучкова) должны утончять и фиксировать информацию в соответствии с должностной инструкцией, дополнительно уточняя масштабы происшествия и характер повреждений, оформить вызов «максимально быстро», не проводя сбор персональных данных. В алгоритме указано: «Абоненту сообщают, что вызов принят и просят не занимать телефон, т.к. через несколько минут будут связываться с ним для уточнения данных».
После этого фельдшер или медсестра по приему вызовов скорой помощи должны направить к месту ЧС необходимое количество бригад СМП ССиНМП им. Пучкова. Количество бригад рассчитывается по приложенному к регламенту документу. Так, при числе пострадавших 1-3 направляется равное им число бригад. При 4-5 пострадавших к месту должно выехать 4 команды, притом одна из них должна быть бригадой анестезиологии и реанимации (АиР) или врачебной. При количестве пострадавших 6-10 человек к месту ЧС должно будет выезжать 5 бригад, одна из них должна быть АиР или врачебной, также при необходимости на вызов должен будет отправиться и заведующий подстанцией. Если при ЧС пострадало 11-15 человек, на вызов будет направляться 10 бригад, одна из которых должна быть АиР или врачебной, также к месту происшествия при необходимости в качестве заведующего подстанцией должен будет прибыть заместитель главного врача ССиНМП им. Пучкова. Если количество пострадавших будет оценено в 16-25 человек, на вызов должно будет направляться 15 бригад СМП, две из которых – АиР или врачебная, заместитель главного врача ССиНМП им. Пучкова также должен будет обязательно прибыть на место происшествия. Если количество пострадавших превышает 25 человек, фельдшер или медсестра должны направить на вызов 20 бригад «скорой», две из которых – АиР или врачебная, а также заведующего подстанцией и заместителя главного врача станции им. Пучкова.
Фельдшер и медсестра должны направить к месту происшествия необходимое число бригад в течение 5 минут после приема первичной информации. Затем эти специалисты должны уведомить о ЧС старшего врача ССиНМП им. Пучкова и проинформировать экстренные оперативные службы. Только после этого фельдшер или медсестра должны будут вновь связаться с очевидцем ЧС для уточнения дополнительной информации и консультации по вопросам оказания первой помощи. Также медработники должны будут получать доклады от старших работников выездных бригад о прибытии к месту ЧС, фиксировать время доезда, уточнять количество пострадавших и характер травм.
Для старшего врача ССиНМП им. Пучкова в плане действий указано, что медик должен будет при получении информации о ЧС проверить достоверность полученных сведений, уточнить время и место возникновения ЧС, ее вид и масштаб, предварительное число пострадавших, нуждающихся в оказании мепомощи. Также старший врач должен будет организовать резерв бригад на ближайших подстанциях и проинформировать старшего врача Московского территориального научно-практического центра медицины катастроф (МТНПЦМК) ДЗМ, поддерживать регулярную связь с диспетчером, назначенным им же ответственным за связь с бригадами.
Старший врач МТНПЦМК, в свою очередь, так же должен будет верифицировать информацию о происшествии, проанализировать необходимость в направлении дополнительных бригад СМП, бригад экстренного реагирования своего учреждения, а также авиамедицинских бригад. Помимо этого, на него регламентом возложена обязанность проводить оперативное прогнозирование развития ЧС, передавать информацию о происшествии и принимаемых мерах по оказанию медпомощи руководителю центра медицины катастроф ДЗМ, оперативным дежурным НМХЦ им. Н.И. Пирогова, ФСБ России, Росгвардии, МВД и МЧС.
Медицинский работник, назначенный старшим в первой прибывшей к месту ЧС выездной бригаде СМП, до прибытия старших руководителей (бригады экстренного реагирования МТНПЦМК, руководителей МТНПЦМК и ССиНМП им. Пучкова, руководителей или представителей ДЗМ) отвечает за организацию и оказание медпомощи пострадавшим, координирует работу медицинских сил и средств. Прибывающие бригады поступают в его распоряжение. Такой медработник должен уточнить сведения о масштабах и характере ЧС, ориентировочном числе пострадавших и погибших у руководителя аварийно-спасательных работ, совместно с ним определить безопасные места для работников бригад СМП, сортировочной и эвакуационной площадок, определить каналы связи для взаимодействия с работниками экстренных служб.
В приказе ДЗМ также обозначены рекомендуемые действия врача и директора МТНПЦМК, главного врача ССиНМП им. Пучкова, руководителя организации, оказывающей специализированную медпомощь в стационарных условиях, руководителя медицинской организации Территориальной службы медицины катастроф психолого-психиатрического профиля, директора Бюро судебно-медицинской экспертизы и руководителя ДЗМ.
В сентябре 2024 года Минздрав РФ представил проект изменений в Порядок организации и оказания Всероссийской службой медицины катастроф помощи при ЧС. В документе ведомство предложило позволить медработникам при таких ситуациях, в режиме военного положения, среднего уровня реагирования или контртеррористической операции получать средства бронезащиты, включая бронежилеты и шлемы.