Низкие темпы вакцинации в России принято объяснять недоверием граждан государству. Но это не так. Как показало исследование аналитического бюро GxP News, уважение к власти, режим (демократический или автократический), доверие полиции и армии никакого влияния на отношение к вакцинации не оказывают. Гораздо важнее количество заболевших коронавирусом в стране и уровень развития пост-материальных ценностей, таких, как высокая оценка прав человека, стремление к успеху и материальным благам, внимание к экономии и равноправию мужчин и женщин и т.д. Иными словами, чем люди более склонны принимать самостоятельные решения, ориентируясь на заботу как о собственном здоровье, так и уважении к окружающим, тем успешнее идет вакцинация. А чем больше люди сосредоточены на решении сиюминутных проблем, связанных с выживанием, тем менее они склонны принимать самостоятельные решения, в том числе и о своем здоровье, включая вакцинацию.
Как выяснилось, на темпы вакцинации прямо влияют (чем значение больше, тем больше доля вакцинированных) несколько факторов. Самыми сильными являются количество заболевших (коэффициент 0,506) и восприятие общества как не коррумпированного (коэффициент 0,653). Чуть слабее, но тоже значительно влияют распространенность секулярных ценностей в обществе (коэффициент 0,319), прежде всего, низкая роль религии, рациональное поведение, стремление к достижению успеха, а также распространенность в обществе пост-материалистических ценностей (коэффициент 0,485): высокая оценка личности, свободы, прав человека, успеха, материальных благ, озабоченность равенством полов, терпимость.
Эти категории тесно связаны с уровнем благосостояния, как связаны с ней и количество выявленных случаев коронавируса в стране (доступность медицины, уровень диагностики), так и доступность вакцинации, поэтому мы сравнили страны и по уровню ВВП на душу населения.
Обратно влияют на уровень вакцинации (чем выше важность фактора, тем ниже уровень вакцинации) такие факторы как национальная гордость и важность в обществе религии.
Из 52 стран, включенных в WVS , помимо России, мы отдельно проанализировали постсоветские страны (Украину и среднеазиатские Казахстан, Таджикистан и Киргизстан), а также страны с высоким уровнем ВВП на душу населения: США, Канаду, Австралию, Бразилию, Китай и Японию, и европейскую страну с самой сильной экономикой – Германию.
Западные постиндустриальные страны
Показатель уровня вакцинации – количество полностью привитых граждан на 100 человек – выше всего в западных постиндустриальных странах, где уровень распространенности пост-материалистических ценностей максимально.
На 21 июля 2021 г. в Канаде количество полностью привитых от коронавируса на 100 человек составило 51,5, в США – 48,33, Германии – 46,92. В Канаде, где вакцинация началась в середине декабря 2020 года, при этом не так много зафиксированных случаев заболеваний (37 933,5 на миллион жителей), но, помимо высокого уровня ВВП на человека, почти самый высокий (2.7) индекс пост-материалистических и секулярных (0,48) ценностей.
В США, помимо самого высокого уровня ВВП на душу населения, самый высокий уровень заболеваемости – 103 246,2 на миллион жителей, высокий (2,3) индекс пост-материалистических и не очень высокий (0,4) индекс секулярных ценностей (почти как в Китае). Вакцинация в США началась на неделю позже, чем Канаде, и на начало августа полностью вакцинировано почти 50% населения (49,56%).
В Германии тоже высок уровень заболевших на миллион жителей – 44 815,8. Вакцинация началась там 27 декабря 2020 года, и на начало августа полностью вакцинировано в стране 52% населения. При этом в стране самый высокий уровень пост-материалистических ценностей (3,04), а вот по уровню секулярных ценностей (низкой роли религии, предпочтение светского государства, примата личного над общественным) Германия уступает и США, и Австралии, и даже России – только 0,39.
Следом по числу полностью вакцинированных на сто жителей, хотя и со значительным отставанием идет Япония, где этот коэффициент равен 23,23. Напомним, что Японии удавалось удачно справляться с коронавирусом в 2020 году, поэтому по числу заболевших на миллион человек Япония уступает большинству исследуемых стран – всего 6 706, 56. Согласно данным аналитического агентства Morning Consult, по числу хотя бы однократно привитых на середину июля 2021 года, Япония и Россия находятся в самом конце списка по числу вакцинированных, что говорит о низких темпах вакцинации. Вакцинация в Японии началась с середины февраля 2021 года, в стране используют две вакцины – Moderna и Pfizer. На начало августа вакцинирован в стране был 31% населения. По индексу пост-материалистических ценностей Япония находится на границе между западными странами и азиатскими, а также Россией и Украиной с индексом 2,12. Важно отметить, что из всех рассмотренных стран в Японии наибольший коэффициент религиозности (0,75), то есть важности религии в обществе, а он влияет на темпы вакцинации обратно пропорционально, то есть чем этот индекс выше, тем меньше привитых.
Самый низкий уровень вакцинации (11,4 полностью вакцинированных на 100 человек) из богатых стран с развитой демократией, которые мы рассматривали, в Австралии. Во многом это связано с тем, что Австралии до последнего времени удавалось успешно справляться с пандемией, используя закрытие границ, локдауны и отслеживание контактов заболевших. Поэтому в Австралии на миллион человек всего 1265,34 заболевших. Кроме того, в Австралии неудачно сложилась прививочная кампания: там одобреныдва препарата — от компаний Pfizer и AstraZeneca, при этом в основном вакцинация проводилась именнопоследним, но в середине июня власти Австралии рекомендовали вводить вакцину AstraZeneca тольколюдям старше 60 лет — из-за образования тромбов у отдельных пациентов после вакцинации. Ограничение на AstraZeneca еще больше замедлило вакцинацию в Австралии. Так что низкие темпы вакцинации в стране с уровнем пост-материалистических ценностей 2,33 (чуть больше, чем в США), вероятно, связаны с административными причинами, а не настроением населения.
Китай тоже удачно справлялся с пандемией, применив в самом начале жесточайший локдаун. Поэтому количество заболевших на миллион жителей там минимально – 64,2. По числу полностью вакцинированных Китай, несмотря на наличие собственной вакцины, уступает западным странам – всего 15,5 человек на сто жителей. При этом по уровню развития пост-материальных ценностей Китай занимает последнее место в списке рассматриваемых нами стран. Так что здесь на темпы вакцинации влияет и малое количество заболевших, и то, что в Китае, несмотря на высокий ВВП ценности вроде активной жизненной позиции недостаточно распространены. К тому же Китай, как и Япония, возглавляют список стран по уровню религиозности населения, так что на темпы вакцинации может влиять и этот фактор. Для сравнения, на другой китайской территории, в Гонконге, где уровень пост-материальных ценностей существенно выше, чем в материковой части страны, уровень полностью вакцинированных выше почти вдвое, чем на материковом Китае.
Бразилия
Бразилия – один из лидеров по количеству заболевших, уступая только США – 91 360 человек на миллион жителей. Вакцинация в стране началась 17 января 2021 года и одобрены там 4 вакцины: Johnson&Johnson (первая порция поступила только в конце июня), AstraZeneca, Pfizer и Synovac. Несмотря на это, в стране полностью привито 16,5 человек на сто жителей, на начало августа это составило 20,25% населения. При этом по уровню пост-материальных ценностей Бразилия идет сразу за западными странами: ее индекс 2,16, выше чем у Японии. В Бразилии высок и уровень восприятия коррупции – 35, существенно больше, чем в западных странах и сравним с уровнем восприятия коррупции в постсоветских странах. Любопытно, что и процесс закупки вакцин сопровождался в Бразилии несколькими скандалами: сначала президент страны Жаир Болсонару отрицал опасность коронавируса, называя ее преувеличенной. Долгое время он отказывался вводить в стране ограничения и высмеивал социальную дистанцию и на многих мероприятиях появлялся без маски. По словам Болсонару, решение уйти на самоизоляцию принимают только слабые люди. Это и привело и к росту числа заболевших COVID-19 и умерших от него, а также к протестам жителей, требующих импичмента президента. В апреле сенат Бразилии начал расследование действий президента в связи с пандемией. А в июле Федеральный верховный суд Бразилии дал санкцию на проведение расследования против Жаира Болсонару по подозрению в должностном преступлении в процессе закупки 20 млн доз индийской вакцины от коронавируса Covaxin. Доза Covaxin была самой дорогой вакциной, закупаемой Бразилией: стоимость одной дозы была в 4 раза больше, чем стоимость дозы AstraZeneca. Планируют в Бразилии отменить и контракт на поставку 10 млн доз российского «Спутника V», которые планировалось производить в стране.
Постсоветские страны
Среднеазиатские страны
Если рассматривать среднеазиатские страны, а в нашем рейтинге их три – Казахстан, Таджикистан и Киргизия, то там ситуация не одинакова. В Казахстане наибольшее количество заболевших – 29 993,2 на миллион населения, но и самая благополучная ситуация по темпам вакцинации: привито 15,3 человека на сто жителей. По уровню развития пост-материальных ценностей Казахстан не только опережает другие среднеазиатские страны, но и Россию, Украину и Китай. При этом в Казахстане сравнительно не высок уровень религиозности (0,38), что также влияет на уровень вакцинации, уже позитивно. Напомним, что, хотя вакцинация в Казахстане началась достаточно поздно, в середине февраля 2021 года, в стране используют сразу три вакцины – собственную разработку QazVac, Спутник V и китайскую Sinopharm. Довольно богатый Кзахстан может себе это позволить, в отличие от Таджикистана и Киргизии.
В Киргизии ситуация с количеством заболевших примерно такая же, как в Казахстане – 23237,7 на миллион жителей, при этом по числу полностью вакцинированных ситуация очень плохая – 1,13 на сто человек. Вакцинация там началась, правда, сравнительно недавно – только 6 апреля 2021 года. В стране используют две вакцины – Спутник V и Sinopharm. По сравнению с Казахстаном, Киргизия и существенно беднее (уровень ВВП на душу человека 5470,8 против 27443,6 в Казахстане), и имеет более низкий уровень пост-материальных ценностей – 1.69.
В третьей постсоветской среднеазиатской республике из нашего исследования, Таджикистане, наименьшее количество заболевших по сравнению с двумя другими: 1491,8 на миллион человек. Вакцинация там началась еще позже, только 5 мая 2021 года двумя вакцинами – AstraZeneca и Synovac. За три месяца полностью вакцинировано всего 0,21 человек на сто жителей. ВВП на душу населения в Таджикистане тоже минимальный – $3519,8, но уровень пост-материальных ценностей 1,73, то есть выше не только чем в Киргизии, но и чем в России и Китае. Так что вероятно, низкие темпы вакцинации в стране объясняются очень поздним началом прививочной компании в стране.
Россия и Украина
Количество заболевших на Украине одно из самых высоких: 53045,7 на миллион жителей. Вакцинация в стране началась в конце февраля 2021 года и в стране одобрено 4 вакцины: Moderna, Pfizer, AstraZeneca и Synovac. С февраля в стране привито 3,43 человека на сто жителей, то есть ситуация хуже только в Киргизии и Таджикистане, где вакцинация началась позже. По уровню пост-материальных ценностей Украина между Таджикистаном и Киргизией с индексом 1,71, а индекс религиозности в стране выше – 0,42, что влияет на отношение к вакцинации как от коронавируса, так и к вакцинации в целом. По данным исследования ВОЗ, проведенного в марте 2021 года, готовность вакцинироваться в случае наличия вакцины выразили 48 % опрошенных, а данные исследования социологической группы «Рейтинг» показывают, что скептически относились к вакцинации от коронавируса 41% жителей Украины.
Ситуация в России самая удручающая: количество заболевших высоко – 40647,9 на миллион жителей, а по темпам вакцинации Россия, конечно, превосходит Украину и Австралию, но уступает Казахстану, не говоря уже западных странах – 14,8 полностью вакцинированных на сто жителей. При этом, в большинстве регионов значимых проблем с доступностью вакцины не наблюдается, а вакцинация началась еще в середине декабря 2020 года. Заметный рост темпов вакцинации наблюдался в июле, когда из-за третьей волны коронавируса в ряде регионов вакцинация стала так или иначе обязательной. В случае с Россией объяснить низкие темпы вакцинации отсутствием вакцины или поздним началом вакцинации объяснить невозможно. Зато индекс пост-материальных ценностей в России очень низок – 1,58, а религиозный, напротив, довольно высок – 0,48, что и влияет на отношение к вакцинации. Еще один фактор, коррелирующий с уровнем вакцинации, — индекс восприятия коррупции. В России он очень высок – 28, выше только в Таджикистане (25). Так что на примере России с ранним началом вакцинации и наличием достаточного количества вакцины особенно заметно, насколько влияют на уровень вакцинации пост-материальные ценности, включая высокую оценку прав человека и осознанное отношение к собственному здоровью и уважению окружающих.
За основу исследования были взяты данные последней волны лонгитюдного международного исследования World Values Survey (WVS, 7 волна исследования проводилась в 51 стране), совмещенные с агрегированными проектом Our World in Data данными о количестве заражений, смертей и доле полностью вакцинированного населения по странам, данные о которых есть в исследовании WVS*.Также в анализ были включены переменные других международных исследований:
Для оценки связи использовался коэффициент корреляции Пирсона, по которому оценивались статистическая значимость связи (p<0.05) и ее сила (собственное значение коэффициента от -1 (сильная отрицательная связь) до +1 (сильная положительная связь). Анализ показал, что на долю вакцинированного населения в стране никак не влияют:
|
*Общий объем выборки 76897 респондентов. В каждой стране исследования выборка репрезентировала все население и колебалась в диапазоне 1003-4018 респондентов – внутри каждой страны исследование высоковалидно. Исследование проводилось в 2017-2020 годах и в отдельных странах затронула «ковидный» период.)
[1] индекс из 3 пунктов, измеряющий дистанцию национальной культуры до “священных” источников власти в сфере институтов порядка (армия, полиция, суды). Meaning: 3-item index measuring a national culture’s distance to “sacred” sources of authority in the domain of order institutions (army, police, courts).