5 ноября 2019 года, 17:38
В последние годы резко увеличилось время, которое дети дошкольного возраста, включая младенцев, проводят у экранов. Это непосредственно влияет на развитие головного мозга в этот чувствительный период жизни.
В ходе нового исследования ученые сканировали мозг детей от 3 до 5 лет. Они выявили, что у тех, кто проводил у экрана больше рекомендованного одного часа в день без вмешательства родителей, были более низкие показатели развития белого вещества мозга, которое является ключевым для развития речи, грамотности и когнитивных навыков. Исследование было опубликовано в журнале JAMA Pediatrics.
«Это первое исследование, демонстрирующее связь между большим количеством времени, которое дети проводят у экрана, и меньшим уровнем развития структуры мозга и навыков у дошкольников», — говорит ведущий автор исследования, доктор Джон Хаттон, педиатр из детской больницы Цинциннати. Он также подчеркивает, что в первые пять лет жизни мозг очень пластичен, он «впитывает» все, формируя прочные связи на всю жизнь.
Исследование показало, что чрезмерно длительный просмотр телевизора связан с неспособностью детей концентрировать внимание и ясно мыслить. В то же время, чаще встречаются вредные привычки в еде и поведенческие проблемы. Также были выявлены связи между чрезмерным количеством времени у экрана и задержкой речи и плохим сном.
Такие дети, к тому же, часто растут без должного взаимодействия с родителями. Как говорит доктор Хаттон, там, где ребенок проводит у телевизора по 5 часов в день, родители обычно сидят у телевизора по 10 часов, а значит, у них остается мало времени на ребенка.
Диффузно-тензорная визуализация головного мозга. Фото: John S. Hutton, MD
Особое беспокойство у ученых вызывает использование современных портативных устройств, которые часто кладут в кроватку ребенка. По словам Хаттона, около 90% детей уже в возрасте одного года проводят время у экрана.
В новом исследовании использовался специальный тип магнитно-резонансной томографии (МРТ), называемый диффузно-тензорной визуализацией. Такой тип МРТ позволяет хорошо рассмотреть белое вещество, отвечающее за формирование связей между различными частями мозга.
Ученые изучали 47 здоровых детей со здоровым мозгом (27 девочек и 20 мальчиков), которые еще не ходили в детский сад. Перед МРТ дети проходили когнитивные тесты, а их родители отвечали на вопросы относительно времени, которое ребенок проводит у экрана.
Результаты показали, что в среднем дети проводили у экрана чуть более двух часов в день. У детей, проводивших у экрана более часа без взаимодействия с родителями, было больше дезорганизованного и менее развитого белого вещества по всему мозгу. Результаты визуализации мозга согласуются и с результатами поведенческого и когнитивного тестирования.
Ученые отмечают, что речь идет не о каком-либо повреждении белого вещества головного мозга, а о его недоразвитости вследствие того, что ребенок пассивен, проводя время у экрана, что влияет и на развитие мозга. Авторы подчеркивают, что для развития когнитивных способностей в первые годы жизни крайне важно активное социальное взаимодействие.
5 ноября 2019 года, 17:38
В последние годы резко увеличилось время, которое дети дошкольного возраста, включая младенцев, проводят у экранов. Это непосредственно влияет на развитие головного мозга в этот чувствительный период жизни.
В ходе нового исследования ученые сканировали мозг детей от 3 до 5 лет. Они выявили, что у тех, кто проводил у экрана больше рекомендованного одного часа в день без вмешательства родителей, были более низкие показатели развития белого вещества мозга, которое является ключевым для развития речи, грамотности и когнитивных навыков. Исследование было опубликовано в журнале JAMA Pediatrics.
«Это первое исследование, демонстрирующее связь между большим количеством времени, которое дети проводят у экрана, и меньшим уровнем развития структуры мозга и навыков у дошкольников», — говорит ведущий автор исследования, доктор Джон Хаттон, педиатр из детской больницы Цинциннати. Он также подчеркивает, что в первые пять лет жизни мозг очень пластичен, он «впитывает» все, формируя прочные связи на всю жизнь.
Исследование показало, что чрезмерно длительный просмотр телевизора связан с неспособностью детей концентрировать внимание и ясно мыслить. В то же время, чаще встречаются вредные привычки в еде и поведенческие проблемы. Также были выявлены связи между чрезмерным количеством времени у экрана и задержкой речи и плохим сном.
Такие дети, к тому же, часто растут без должного взаимодействия с родителями. Как говорит доктор Хаттон, там, где ребенок проводит у телевизора по 5 часов в день, родители обычно сидят у телевизора по 10 часов, а значит, у них остается мало времени на ребенка.
Диффузно-тензорная визуализация головного мозга. Фото: John S. Hutton, MD
Особое беспокойство у ученых вызывает использование современных портативных устройств, которые часто кладут в кроватку ребенка. По словам Хаттона, около 90% детей уже в возрасте одного года проводят время у экрана.
В новом исследовании использовался специальный тип магнитно-резонансной томографии (МРТ), называемый диффузно-тензорной визуализацией. Такой тип МРТ позволяет хорошо рассмотреть белое вещество, отвечающее за формирование связей между различными частями мозга.
Ученые изучали 47 здоровых детей со здоровым мозгом (27 девочек и 20 мальчиков), которые еще не ходили в детский сад. Перед МРТ дети проходили когнитивные тесты, а их родители отвечали на вопросы относительно времени, которое ребенок проводит у экрана.
Результаты показали, что в среднем дети проводили у экрана чуть более двух часов в день. У детей, проводивших у экрана более часа без взаимодействия с родителями, было больше дезорганизованного и менее развитого белого вещества по всему мозгу. Результаты визуализации мозга согласуются и с результатами поведенческого и когнитивного тестирования.
Ученые отмечают, что речь идет не о каком-либо повреждении белого вещества головного мозга, а о его недоразвитости вследствие того, что ребенок пассивен, проводя время у экрана, что влияет и на развитие мозга. Авторы подчеркивают, что для развития когнитивных способностей в первые годы жизни крайне важно активное социальное взаимодействие.