Научный журналист и Член комиссии РАН по борьбе с лженаукой получил от Московского департамента здравоохранение официальное письмо о том, что препараты типа анаферона и эргоферона оказывают противовирусное действие и рекомендованы для лечения COVID-19.
На своей странице в Facebook Панчин написал о том, что в марте на сайте Департамента здравоохранения Москвы выложили методичку, в которой, по его словам, «была написана полная ерунда про лечение коронавируса».
«В частности там было сказано, что «среди иммунотропных препаратов, оказывающих противовирусное действие, рекомендуются «Анаферон», «Эргоферон», «Кагоцел». И было отмечено, что противовирусное действие «Анаферона» и «Эргоферона» на сезонные коронавирусы человека «имеет доказательную базу, — пишет Александр Панчин. — Дело в том, что Анаферон и Эргоферон — это препараты, в которых нет действующего вещества. Это как вечные двигатели от медицины. Это просто очень дорогой сахар, что очевидно из анализа состава».
Журналист написал письмо в департамент здравоохранения Москвы и подробно изложил суть проблемы. После этого, по словам Панчина «псевдонаучная методичка» исчезла с сайта ведомства. А в середине мая ему поступил официальный ответ от департамента здравоохранения, в котором указано, что хотя COVID-19 сегодня лекарств нет, препараты типа анаферона и эргоферона оказывают противовирусное действие.
«Все перечисленные в Вашем обращении лекарственные препараты являются официально зарегистрированными в Российской федерации и оказывают противовирусное («Кагоцел», «Анаферон», «Эргоферон») и/или иммуностимулирующее, иммуномодулирующее («Анаферон», «Эргоферон» и «Интерферон гамма человеческий рекомбинантный» действие. Указанные препараты одобрены Министерством здравоохранения Российский Федерации к применению для лечения гриппа и острых респираторных вирусных заболеваний (ОРВИ), а препарат «Эргоферон», раствор для приема внутрь, также для лечения ОРВИ, вызванных коронавирусом», — написано в официальном обращении ведомства.
«Увы, чиновнику не пришла в голову идея, что стоит разобраться в том, каким образом сахар зарегистрировали как противовирусное средство. И наказать виновных. Меня бы устроил ответ в духе «мы обязательно расследуем, как такое получилось, ведь и правда в препарате ничего нет»», — пишет Александр Панчин.
Он также отметил, что в официальных рекомендациях Минздрава такого «мракобесия» нет, однако городской столичный департамент здравоохранения настаивает на правдивости информации, которую сам же убрал со своего сайта.